Как координировать работу редакции, работающей в разных странах. Опыт работы белорусских медиа

Dec 16, 2022 em Освещение кризисов
конференция Zoom на лаптопе

За последние два года многие редакции негосударственных медиа из Беларуси оказались в изгнании. Часть из них выбрала формат работы распределенной редакции, когда сотрудники находятся в нескольких странах, оставаясь единой командой.

Многим пришлось уехать, чтобы обеспечить свою безопасность и продолжать работать

Удаленная работа стала нормой совсем недавно, с началом пандемии ковида. Часто это воспринималось как временное решение, но потом привычка к такой форме работы стала фундаментом для серьезной трансформации белорусских медиа — многие из них, находясь в изгнании, работают в форме распределенной команды.

Проект "Реформация" работал в Беларуси с 2018 года. Но в 2020–2021 годах журналистов начали преследовать, и редакция в составе девяти человек была вынуждена покинуть страну.

"Лично я уехал в конце мая 2021 года, и после меня в течение нескольких месяцев перебрались за границу оставшиеся люди. Какие визы были, туда люди и выезжали", — говорит Федор Павлюченко, руководитель проекта.

Федор Павлюченко
Федор Павлюченко, фото Владимира Чурносова.


                                                                                                                                                   

Основной офис проекта перебрался в Польшу, некоторые сотрудники переместились в Украину и Грузию, а после начала войны часть из них переехала в Латвию. Работа такой команды требует решения организационных вопросов, объясняет Павлюченко. В частности, это легализация сотрудников и перерегистрация медиа за границей.

"Чтобы легализовать сотрудников, мы зарегистрировали некоммерческий фонд и устраиваем их туда. Важно, чтобы люди платили страховку и имели легальную зарплату", — говорит он.

Условия в разных странах влияют на работу

При организации работы важную роль играет уровень безопасности и политическая ситуация в тех странах, где находятся корреспонденты, считает Змицер Егоров, бывший редактор новостной службы телеканала "Белсат".

Змицер Егоров
Фото из архива Змицера Егорова.

 

В 2018–2022 годах он руководил командой, в которую входило более 100 человек. Большинство сотрудников находилось в Польше и Беларуси, около десятка корреспондентов были в России и Литве, некоторые — в Бельгии, Великобритании и Германии. В тот период на телеканале считалось, что Беларусь чрезвычайно опасна для работы, а получать официальные комментарии на свои запросы журналистам, в отличие от Литвы или Украины, было очень сложно. Украина до начала российской агрессии и войны считалась безопасным для работы местом.

Сейчас больше всего сложностей у тех, кто работает в Украине, считает Мария Малевич, генеральный продюсер медиахаба, работающего с проектами на платформе Youtube. Команды ее проектов находятся в Украине, Грузии, Литве, Польше и других странах ЕС.

Мария Малевич
Мария Малевич, фото Сергея Сацюка.

 

Например, в Украине происходят регулярные отключения электроэнергии, с которыми журналисты справляются, получая энергию для своего оборудования от зарядных станций и перемещаясь по городу в поисках интернета. Еще одна особенность работы с журналистами в Украине — им нельзя поставить задание со строгими строками и требованиями:

"Нужно дать человеку возможность работать в максимально комфортных и безопасных условиях, ведь он рискует жизнью", — объясняет Мария Малевич.

Как проводить планерки?

У небольших распределенных редакций может не быть офиса. Например, у "Реформации" нет помещения, где журналисты сидели бы каждый день. Нет и офлайн-планерок. Составление планов проходит по утрам в виде сообщений в чате.

"Мы стараемся не говорить голосом, потому что это занимает много времени. Если мы пишем, то человек может прочитать и отреагировать, когда ему удобно", — говорит Федор Павлюченко.

На телеканале "Белсат" планирование происходит офлайн в главном офисе. Те, кто не может присутствовать физически, присоединяются онлайн. Отсутствующие могут прислать свои предложения и вопросы заранее.

Змицер Егоров уверен, что офлайн-планирование эффективнее, если речь о творческом процессе. Оно требует больше времени и ресурсов (например, помещение), но, по его мнению, офлайн-встречи дают большую синергию.

"Кажется, что в наши времена можно все решить онлайн, но это не так. Чтобы сгенерировать максимально хороший проект, лучше собираться в одном месте. Это дает скорость реакции и уверенность в том, что человек вовлечен целиком. Ведь во время онлайн-конференции можно выключить камеру и параллельно, например, просматривать страницы в интернете", — говорит Змицер Егоров.

Что нужно учесть при работе в разных странах?

Работа команды, члены которой находятся в разных странах, поднимает новые организационные вопросы. Один из них связан с графиком работы и часовыми поясами, объясняет Федор Павлюченко.

"Лучше всего это заметно при обновлении ленты новостей. В Беларуси она начинает обновляться в 6 утра, и для этого новостникам из Польши нужно приступить к работе в 4, а в Грузии — в 7 утра", — говорит он.

Второй аспект — система оплаты труда, которая позволяет человеку иметь достойный уровень жизни.

"Сейчас мы пришли к тому, что выравниваем зарплату людей вне зависимости от их местоположения, чтобы человек мог сам решать, где ему жить. Если человек захочет сэкономить и уедет из дорогой Варшавы в более дешевый Белосток или в деревню — это его решение", — рассказал Павлюченко.

Поскольку журналисты распределенных редакций, которые живут за границей и ориентируются на аудиторию, оставшуюся в стране, сами не находятся на месте событий и теряют контекст происходящего, это может стать серьезной проблемой. 

Главный редактор онлайн-газеты "Новы час" Оксана Колб обращает внимание на то, что для медиа важно публиковать контент, который будет интересен жителям Беларуси. Она добавляет, что часто медиа, уехавшие некоторое время назад, забывают об этом.

Оксана Колб
Оксана Колб, фото Дмитрия Дмитриева.

 

В ее редакции 27 человек, и это одна из немногих редакций, многие сотрудники которой остаются в Беларуси. Остальные члены команды живут в Грузии, Польше, Украине и на Сицилии. Несмотря на это, объясняет Оксана Колб, делать новости о Беларуси сложно, особенно фото и видео.

“Многие люди боятся говорить [с журналистами], и большая часть героев публикаций анонимная”, — говорит она.

Удаленность от непосредственного места событий не позволяет развивать многие жанры журналистики, такие как событийная журналистика, считает Федор Павлюченко. "Приходится развивать альтернативные инструменты и жанры, например, цифровые расследования", — говорит он.

Организация работы распределенной команды

Мария Малевич уверена, что для организации устойчивой распределенной команды важно брать на работу мотивированных людей, которым не нужен постоянный контроль.

Кроме того, она считает, что важно быть на связи в любое время, потому что продюсер отвечает за тех, кого нанял на работу: "Если у сотрудников возник вопрос в два часа ночи по твоему времени, то лучше, по крайней мере, прочитать сообщение". Ведь вопрос может касаться жизни и смерти, если сотрудники находятся в таких потенциально опасных местах, как Украина или Беларусь.

В газете "Новы час" считают: чтобы сохранить общность команды, важно личное общение. Оксана Колб вспоминает, что раньше сотрудники собирались, вычитывали вместе бумажный номер. Сейчас они этого делать не могут, и из-за этого теряется связь, им сложнее поддерживать друг друга.

Сейчас Колб живет в Варшаве и использует любые возможности, чтобы встретиться с сотрудниками лично. Также редакция проводит еженедельные онлайн-планерки.

"Самая большая сложность сейчас — то, что мы не можем друг друга обнять, посидеть поговорить. Но у нас есть идея ближе к весне собрать [офлайн] хотя бы большую часть редакции на несколько дней”, — говорит она.

Змицер Егоров также считает, что для редакций важно собирать команду каждого проекта вместе. На его взгляд, это помогает интеграции сотрдников. 

"После каждой встречи редакция меняется в лучшую сторону, и люди больше готовы сотрудничать друг с другом. Они перестают быть друг для друга только аватаркой в мессенджере. [Это упрощает коммуникацию], если [потом] во время рабочего процесса между людьми возникают ситуации непонимания", — говорит он.


Фото: Chris Montgomery с сайта Unsplash