С февраля 2022 года — после широкомасштабного вторжения России в Украину — ситуация для украинских СМИ и журналистов значительно изменилась. Им пришлось работать в авральном режиме, освещая в основном вопросы безопасности.
Но даже во время войны экологические проблемы требуют особого внимания: несмотря на их важность, есть риск, что их отодвинут на второй план или не будут освещать объективно.
"ЭкоРубрика" — один из разделов специализирующегося в области журналистики решений онлайн-медиа "Рубрика". Изначально этот раздел был отдельным медиабрендом. "ЭкоРубрика" создавалась для обсуждения проблем и решений в области экологии.
"Мы не только говорим, что все плохо, а даем надежду читателям, всегда показываем примеры того, как можно реализовать какие-то решения, и даем инструкции того, что можно сделать, например, с сортировкой мусора", — говорит Виктория Губарева, украинская экологическая журналистка издания "Рубрика", ведущая журналистка раздела "ЭкоРубрика".
Как "ЭкоРубрика" продолжает работать во время войны
После начала войны в Украине закрылись многие небольшие медиа. А ''Рубрике" — хоть и всеукраинскому, но не очень крупному медиа (в его штате всего около сорока человек) — удалось выстоять. В первое время, когда началась война, даже те журналисты, которые в основном писали статьи и лонгриды, переключились на новостную ленту, потому что поток информации был велик и новостники с ним не справлялись.
Виктория вспоминает, что сначала все было довольно сумбурно, но спустя пару месяцев работа редакции вошла в более или менее привычную колею, и на "ЭкоРубрике" появился первый масштабный проект, созданный во время войны, ''Влияние войны на окружающую среду". Для него журналисты написали много материалов. В течение года издание публиковало примерно по две статьи, касающиеся разных аспектов влияния войны, в неделю.
С какими трудностями сталкиваются журналисты
Основная сложность связана с получением информации. "ЭкоРубрика", как и другие украинские СМИ, сталкивается с этой проблемой из-за военных действий.
Сейчас существуют ограничения для журналистов, работающих в зоне боевых действий. Репортеры должны получать аккредитацию от Вооруженных сил Украины. Ее нужно обновлять каждые полгода и подавать новый список документов, а это требует дополнительного времени и усилий.
Другая большая проблема связана с фото- и видеосъемкой. ''У нас запрещено поднимать дроны для видеосъемки, и для некоторых журналистов это может быть не так важно, но для экологических журналистов это очень неприятная потеря возможностей, потому что мы не можем показать, например, поле, полностью испещренное взрывами'', — говорит Виктория.
Во время войны журналисты пытаются получить хотя бы ту информацию, что доступна из альтернативных источников. "ЭкоРубрика" обращается к открытым данным, например спутниковым снимкам, системе мониторинга качества воздуха, сервисам НАСА, которые дают информацию о пожарах. Так, например, журналисты "ЭкоРубрики" выяснили, что горели остров Джарылгач и Кинбурнская коса — территории природно-заповедного фонда Украины. Благодаря этим данным можно узнать, где горят пожары, предположить, из-за чего они появляются, и вместе с учеными позже зафиксировать эту информацию.
По словам Виктории Губаревой, были прецеденты, когда прокуратура Украины на основе статей, опубликованных "ЭкоРубрикой", и доказательств, представленных журналистами, заводила уголовные дела.
Как журналистика решений помогла "ЭкоРубрике" не только сохранить, но и увеличить аудиторию
После начала войны количество читателей "ЭкоРубрики" увеличилось. Виктория считает, что секрет — в качестве материалов и в том, что "ЭкоРубрика" публикует только проверенную информацию.
Виктория считает, что это формирует кредит доверия у читателей. По ее словам, "ЭкоРубрика" стала необходима тем, кто ищет информацию. Читатели обращаются к редакции в разных случаях. Например, была такая история: люди во дворе нашли лисицу и не знают, что с ней делать, они просят у редакции совета — в какую организацию обратиться. То есть это медиа выполняет функцию информирования людей не только с помощью статей и новостей: членам редакции иногда приходится делиться советами с читателями.
''Рубрика'' — уникальное украинское СМИ, все материалы которого делаются в жанре журналистики решений, и это также помогает удержать аудиторию: ''Прежде всего потому, что у людей после прочтения этих материалов не возникает ощущение безысходности. Наоборот, они видят возможность и надежду, что что-то можно изменить'', — считает она.
Советы Виктории Губаревой
Виктория советует журналистам, работающим или желающим работать в сфере журналистики решений, рассказывать не о тех решениях, которые стали возможными из-за удачного стечения обстоятельств. Например, если кто-то решил проблему подачи чистой воды в село благодаря полученному гранту, такое решение не многие могут использовать, потому что не все населенные пункты могут получить грант.
В основе материала в жанре журналистики решений должен быть опыт, который можно повторить в обычной обстановке. И желательно пошагово описать, что можно сделать, чтобы решить проблему.
Виктория признает, что, к сожалению, не все проблемы можно решить — во всяком случае, пока. И приводит в пример проект, касающийся биосферных резерватов, в котором журналисты и экологи, в частности, говорят о проблеме с вывозом мусора из Карпатского биосферного заповедника. Эту проблему сейчас невозможно решить, потому что это горный регион и техника, которая вывозит мусор, не может проехать туда.
Но можно опереться на опыт других стран, похожих по ландшафту и экономическим условиям, чтобы посмотреть, как это происходит у них и что можно сделать у нас. А если таких вариантов нет, то остается анализировать возможные планы на будущее.
"Но лучше всего, конечно, если у нас есть возможность рассказать о героях, которые решили какую-то проблему самостоятельно", — заключает Виктория.
Верхнее фото: Виктория Губарева в офисе национального природного парка "Тузловские лиманы". Автор: Евгения Гапотченко.