Icfj 的一个项目

Как война изменила украинский медиарынок и с чем столкнулись редакторы локальных медиа

作者 Ira Hoiuk
Sep 2, 2022 发表在 Устойчивость медиа
видеозапись разговора

После начала полномасштабной войны России против Украины команда украинской общественной организации Львовский медиафорум постоянно получала звонки и письма от редакций с просьбами о поддержке, и им важно было познакомиться со всеми редакциями и их работой. Поэтому они провели исследование потребностей региональных изданий во время войны, чтобы лучше понять, какая именно помощь, кроме финансовой, нужна локальным редакциям. 

Команда опросила 61 редактора из всех областей Украины. Я поговорила с руководительницей исследовательской группы Зоей Красовськой, которая сотрудничает с Львовским медиафорумом с 2018 года. До этого Зоя работала журналисткой, занималась аналитикой в Институте массовой информации, а также в аналитическом центре и медийной платформе Детектор Медиа.  

Что произвело самое большое впечатление во время проведения исследования

Зою больше всего впечатлило, что, несмотря на очень большую загруженность, редакторы согласились принять участие в глубинных интервью (каждое интервью занимало около часа).

"Люди из всех регионов Украины, кроме Крыма, были готовы говорить. К исследованию присоединилось даже несколько редакций, работающих на оккупированных территориях. Я хотела искренне благодарить каждого редактора, потому что они работают в очень сложных условиях и в то же время понимают, зачем это делают", — говорит Зоя. 

На вопрос, для кого и чего работают их медиа, редакторы отвечали, в частности, что надеются, что их работа помогает бороться с российской агрессией, поддерживать тех, кто в тылу, и приближает возможность жить достойно и развивать страну. 

Как война изменила медиарынок

До войны в Украине открывались новые медиа, независимые редакции учились зарабатывать на рекламе, старались не слишком зависеть от поддержки международных доноров. Медиа пытались расти и развиваться, сейчас же их главная задача — выжить. С началом войны вызовов и трудностей стало больше. Часть редакций закрывается, часть переезжает в другие места, некоторые прекращают работать из соображений безопасности, но ждут момента, чтобы вернуться к работе.

Вызовы, стоявщие перед редакциями до войны 

  1. До войны главным вызовом для редакциями было формирование устойчивой бизнес-модели. На рынке были очень успешные холдинги с хорошими зарплатами и соцпакетами для сотрудников, которые после полугода войны начали закрываться. Их бизнес-модель была недостаточно устойчивой, поскольку зависела от дотаций собственника. 
  2. Формирование сообщества. Кризис показал, что редакции, у которых налажены отношения с аудиторией, продолжают работать вопреки всему. Аудитория поддерживает издания разными способами: продолжает заходить на сайт и читать новости, донатит, подписывается. Редакции, которые работали в этих направлениях, находятся в лучшем положении.

Вызовы, стоящие перед редакциями во время войны 

  1. Финансирование. Денег на работу медиа стало существенно меньше, владельцы не способны покрывать потребности редакций. Проблемы есть и у тех медиа, которые получали значительную часть доходов от рекламы. Сначала рекламодатели ушли, сейчас они понемногу возвращаются в более безопасных регионах, но уровень финансирования за счет рекламы нельзя даже сравнить с довоенным. 
  2. Кадры. Кого-то забирают в армию, кто-то сам принимает решение идти служить, некоторые не могут продолжать работать по состоянию здоровья или потому, что хотят уделять больше времени семье, кто-то оказался на оккупированной территории и не может выехать. Редакции теряют людей, а работы стало только больше. 
  3. Стандарты работы. Сейчас в редакциях как никогда активно обсуждают, как освещать темы, связанные с войной, что можно, а что нельзя, где грань, когда информация может скорее навредить, чем принести пользу обществу. От этих решений сейчас зависит жизнь людей, так что об этом ежедневно говорят. 

Как война изменила редакции и медийщиков 

Зоя отметила, что редакции можно поделить на несколько категорий. 

  • Есть редакции, которым стало сложнее, но они не очень готовы что-то менять в подходе к работе и не всегда понимают, что ценного могут дать своей аудитории. 
  • Другие редакции до войны были настроены на развитие, планировали изменения в своих форматах, командах, запуск новых проектов, но 24 февраля эти планы пришлось отложить. Эти редакции начали думать, как адаптироваться к новым условиям, чтобы не снизить уровень и не подвести аудиторию. 
  • Еще одна категория редакций использовала ситуацию в свою пользу. Такие команды нашли новые возможности для развития. Они не до конца еще поняли, как вести себя в новых условиях и что делать с ресурсами, которые у них появились: им удалось привлечь поддержку доноров и новых читателей. 

Уже в мае интерес аудитории к новостям начал падать, и редакции столкнулись с вызовом: как удержать новую аудиторию. Немногим удалось использовать кризис для роста. 

"Самые лучшие показатели будут у тех редакций, которые понимают свою ценность и знают, как показать аудитории, почему они важны, почему их контент дает возможность читателям выживать и адаптироваться к условиям войны, принимать важные решения", — объясняет Зоя.  

Она предсказывает, что те редакции, которые оказались не очень гибкими, закроются, рынок сузится. Но она считает, что в этом может быть и позитивный момент: медиа, которые окажутся недостаточно интересными для аудитории, просто исчезнут. 

Кто сейчас помогает украинским редакциям 

Сейчас поддержка доноров — один из основных источников финансирования украинских медиа. Но получить ее нелегко. У бизнеса свои проблемы, у аудитории, которая донатила медиа, тоже изменились приоритеты. Украинцы больше поддерживают армию, поскольку от ситуации на фронте зависит то, как быстро удастся возобновить функционирование и других сфер жизни. 

"Доноры доверяют организациям, которые давно работают в Украине с локальными редакциями и могут подсказать, кому и как стоит помочь. Для международных доноров очень важны репутация и прозрачность организаций, с которыми они сотрудничают", — говорит Зоя.  

Поскольку донорам важно, чтобы редакции старались придерживаться профессиональных стандартов и этики, те СМИ, которые до войны не заботились о своей репутации и зависели от владельцев, испытывают сложности с получением помощи. 

Но, по словам Зои, есть исключения. "Например, организация ООН Женщины поддерживает большую программу с гендерно чувствительной журналистики на базе "1+1 Медиа", несмотря на то, что среди заголовков на сайте медиа были примеры сексизма и некорректной подачи тем, — говорит она. — Но из-за того, что это большой холдинг с высокой узнаваемостью, и благодаря готовности менеджеров адаптироваться к реалиям, это сотрудничество стало возможным. ООН Женщины привлекает к сотрудничеству опытных тренеров, которые разбираются в этой теме".

Неотложные потребности локальных редакций

Среди неотложных нужд можно выделить финансовые, потребность в технике, средствах безопасности, психологической поддержке и кадрах. 

Большинство редакций ищут дополнительное финансирование, только 25% имеют поддержку от основателей, доноров или меценатов. 

Больше половины редакций нуждаются в технике: ноутбуках, чтобы работать удаленно, — потому что их техника устарела, фото- и видеотехнике, чтобы более качественно работать с визуальными историями и чтобы улучшить взаимодействие в соцсетях. 

Наибольший запрос на средства обеспечения безопасности поступает от редакций, которые расположены близко к зоне активных боевых действий. Они просят полные комплекты амуниции: каски, бронежилеты и аптечки. 

Просьбы о психологической поддержке поступили от 36 % редакций. Несколько редакций уточнили, что у них есть свои психологи. Некоторые указали, что сами оказывают психологическую поддержку коллегам, близким или аудитории. 

30% редакций сократили свои команды. Самые частые причины этого: сотрудники пошли служить в армию, уехали и не могут продолжать работу или уволились, находятся в оккупации. Поэтому редакции обычно ищут журналистов и SMM-менеджеров, в то же время из-за отсутствия финансирования им сложно предложить потенциальным сотрудникам достойную оплату. 

Что дальше 

В следующем году мы увидим, какие редакции смогут выжить и что повлияет на их выживание. Очень важную роль в этом играет и потребитель: от того, насколько требовательной аудитория будет к качеству контента, зависит и то, будет ли работать институт репутации в Украине.  

Полностью исследование доступно по ссылке.


Фото: Vanilla Bear Films с сайта Unsplash