Основы фандрайзинга для журналистов, работающих в изгнании

parOle Chavannes23 oct 2024 dans Устойчивость медиа
Plant growing from the soil

подготовленного в партнерстве с Сетью медиаорганизаций в изгнании (NEMO) при поддержке Чрезвычайного фонда Джойс Барнатан для журналистов.


Основная проблема, с которыми ежедневно сталкиваются работающие в изгнании медиа, — как продолжать публиковать критические материалы, при этом обеспечивая свою независимость и финансовую устойчивость.

Фандрайзинг остается для них важным инструментом, позволяющим оплачивать операционные и организационные расходы. В этой статье мы расскажем о стратегиях, помогающих собирать деньги на работу уехавшего в изгнание медиа.

Фандрайзинг для медиа, работающих в изгнании

Уехавшие в изгнание медиа, как правило, не могут опираться на доходы от подписки, как это делают многие общественные медиа в демократических странах. Поиск финансирования в изгнании осложняется тем, что сектор международной помощи и развития часто рассматривает журналистику не как самоцель, а скорее как инструмент, позволяющий достичь массовой аудитории. Поэтому очень важен поиск доноров, понимающих, что доступ к объективной информации — это одно из основных прав человека.

Работающим в изгнании СМИ важно понять, на каком уровне доноры, к которым они обращаются, готовы предложить поддержку: глобальном, континентальном, а может быть, эти доноры ориентированы на конкретную страну или регион. Поэтому, прежде чем обращаться к потенциальным донорам, важно выяснить, насколько вероятно, что те смогут предоставить поддержку, не ориентируясь на строгие ограничения по географии проектов.

Большинство международных фондов развития предлагают два типа финансирования.

  • Базовое финансирование — фиксированная сумма на операционные расходы в течение длительного периода (обычно на срок от одного до трех лет) — предусматривает определенную гибкость в расходовании бюджета.
  • Финансирование проектов — точно определенная сумма на конкретный проект, рассчитанный на более короткий период (обычно от шести до двенадцати месяцев).

Управлять редакцией в изгнании сложно: такая работа часто предполагает сотрудничество с тайной сетью журналистов, оставшихся в стране, а многие факторы, влияющие на работу, бывает сложно предусмотреть. И планировать бюджет в далекой перспективе бывает практически невозможно. Поэтому для устойчивого функционирования медиа чрезвычайно важно, чтобы у организации был источник базового финансирования, покрывающий такие операционные расходы, как зарплаты.

Однако медиа редко удается получить базовое финансирование, рассчитанное на долгосрочную перспективу. Большая часть помощи, направленной на "укрепление устойчивости организации", предоставляется на короткий срок. С другой стороны, финансирование проектов более распространено и его легче получить. Но обычно такие гранты меньше по объему и предоставляются на конкретные, достаточно краткосрочные проекты, которые донорам проще отслеживать и оценивать.

Отношения с донорами

Как показывает опыт, лучше строить индивидуальные отношения с каждым донором, поскольку это требует конфиденциальности и гибкости, очень важных для связанной с большими рисками работы СМИ в изгнании.

Например, финансирование, полученное в рамках крупного консорциума, часто требует больших временных затрат на координацию действий и дает меньше возможностей во время реализации проектов. Если говорить о менее крупном финансировании на создание контента на определенную тему, то на такие проекты также часто уходит много времени, что может сказываться на работе всего медиа. Более выгодным вариантом могут быть рассчитанные на более долгий срок микрогранты на создание контента, которые СМИ получают в рамках партнерских проектов с местными организациями гражданского общества и/или НПО. 

Доноры, финансирующие работу независимых СМИ, должны взять на себя обязательство полностью уважать редакционную независимость этих медиа. Возможно, некоторым фондам развития медиа принять это нелегко, но отсутствие независимости повлияет на доверие общественности к вашему СМИ.

Работающие в изгнании медиаорганизации находятся в уязвимой ситуации, но у них есть нечто очень ценное: доверие аудитории. Если у людей появятся сомнения в том, что эти СМИ распространяют достоверную информацию, бренд быстро потеряет свою ценность. Дайте потенциальным донорам понять: ваша редакционная независимость не обсуждается.

Работая с донорами, учитывайте эти советы

  • Заранее соберите точную информацию об основных ценностях, которым следует ваш потенциальный донор.
  • Предложите оригинальный и инновационный питч, но не обещайте слишком многого: это может привести к нереалистичным ожиданиям.
  • Никогда не включайте в переговоры вопрос о вашей редакционной независимости.
  • Всегда соблюдайте дедлайны.
  • Если не все идет так, как ожидалось, проявите гибкость. 

Где искать финансирование для медиа

В мире существует несколько видов фондов в поддержку медиа. Департаменты иностранных дел некоторых государств оказывают финансовую поддержку работающим в изгнании СМИ напрямую или через свои посольства, иногда они даже предлагают финансирование, рассчитанное на несколько лет.

Другие ориентированные на развитие медиа организации (в основном финансируемые правительственными департаментами или межправительственными организациями) также сотрудничают с работающими в изгнании СМИ и часто предлагают финансирование проектов сроком на один год. Обычно они требуют, чтобы члены редакции прошли обучение, и хотят видеть, какое воздействие оказывает их работа.

Несколько неправительственных фондов, инвесторов из крупнейших технологических компаний или богатых благотворительных организаций также поддерживают определенные медиаинициативы. Часто такие инвесторы хотят спонсировать потенциально прибыльные инновации, и ваше работающее в изгнании медиа может их как заинтересовать, так и нет.

Другие форматы фандрайзинга

Работающей в изгнании профессиональной медиаорганизации, вероятно, придется сотрудничать как с крупными, так и с небольшими донорами, которые предлагают как базовое финансирование, так и поддержку проектов. Деньги на оставшуюся часть бюджета можно собрать на таких платформах, как Google AdSense, через веб-сайт или получать в качестве доходов на платформе YouTube.

Некоторые работающие в изгнании медиа собирают довольно большие средства с помощью программ членства (которые, например, дают доступ к эксклюзивному контенту) или организации на местном уровне мероприятий для своей аудитории. Это может быть хорошей поддержкой, но, как правило, такой доход не может быть постоянным.

Обратите также внимание на эти два способа, позволяющие собирать деньги:       

Краудфандинг

Кроме обычных краудфандинговых сайтов, которые часто забирают себе большую часть денег, существует много других способов собрать небольшие, средние и даже крупные суммы с помощью вашей аудитории. Позаботьтесь о том, чтобы кнопка для сбора пожертвований на вашем сайте хорошо работала, а также подумайте о том, чтобы организовать такие местные фандрайзинговые мероприятия, как показ фильмов или медиаконференция; публикуйте электронные книги, написанные вашими сотрудниками, или создавайте высококачественный контент, доступный только по платной подписке.

Финансирование в чрезвычайных ситуациях

Поскольку катастрофы невозможно предсказать, эту категорию финансирования невозможно и спланировать. Однако желательно продумать стратегию и на такой случай.

Кризисы в странах, где нет свободы прессы, часто приводят к более катастрофическим последствиям из-за отсутствия надежной информации. Именно в таких ситуациях работающие в изгнании СМИ могут спасти жизни, а задача по сбору средств становится более выполнимой.

В чрезвычайных ситуациях финансирование должно предоставляться быстро, в таких случаях доноры должны давать организациям возможность гибко подходить к планированию, составлению бюджета и обоснованию расходов. Такого рода финансовая поддержка обычно покрывает только дополнительные производственные затраты (например, вещание в коротковолновом диапазоне) и не используется для оплаты основных расходов редакции, но она может помочь спасти жизни и повысить узнаваемость вашего бренда.


Оле Шаванн — разработчик медиапрограмм в Democratic Voice of Burma (DVB).