Конфронтация между властями и независимыми медиа в Грузии: дело Мзии Амаглобели

بواسطة Nika Musavi
Jan 24, 2025 في Безопасность журналистов
Little girl on her father's shoulders protesting against the proposed "Russian Law" in Georgia.

Уже около двух месяцев в Грузии продолжаются протесты с требованием провести повторные парламентские выборы. За это время были задержаны и арестованы сотни человек. Но одним из самых громких стал арест Мзии Амаглобели — соучредителя и директора независимых онлайн-изданий "Батумелеби" и "Нетгазети". Ей грозит от 4 до 7 лет лишения свободы за пощечину полицейскому. Существует мнение, что это выводит на новый уровень конфронтацию между независимыми медиа и правящей партией "Грузинская мечта", начавшуюся еще весной 2024 года.

Независимое критическое издание "Батумелеби" ("батумцы") было создано Мзией Амаглобели и Этери Турадзе в 2001 году в регионе Аджария на юго-западе Грузии в период правления авторитарного главы региона Аслана Абашидзе. Оставаясь региональным СМИ, "Батумелеби" в 2010 году основало также издание "Нетгазети", ориентированное на более широкую аудиторию.

Дело Мзии Амаглобели

Вечером 11 января в столице Аджарии городе Батуми проходила очередная акция протеста, в ходе которой Амаглобели задержали за попытку наклеить на здание полицейского управления стикер с призывом к всеобщей забастовке.

Два часа спустя журналистку отпустили. К этому времени ситуация перед полицейским управлением накалилась, между силовиками и протестующими началось противостояние, во время которого Мзия Амаглобели дала пощечину начальнику городской полиции Ираклию Дгебуадзе. Амаглобели арестовали и предъявили ей обвинение в нападении на полицейского.

Из слов очевидцев следует, что непосредственно перед этим Дгебуадзе грубо оскорблял Мзию Амаглобели. Также утверждается, что имеются видеозаписи, подтверждающие это. Коллеги и соратники журналистки не отрицают факт пощечины, но говорят, что Амаглобели сделала это, находясь в сильном стрессе, ее спровоцировали действия Дгебуадзе.

Независимые юристы объясняют, что поступок Амаглобели нельзя квалифицировать как нападение, поскольку нападение характеризуется причинением или намерением причинить боль и физический вред. Пощечина же не может навредить или даже напугать, а носит преимущественно символический характер. То есть в данном случае инкриминируемая статья несоразмерна деянию.

Всеобщее возмущение вызвало также и то, что суд выбрал меру пресечения в виде содержания под стражей, сославшись на то, что Мзия Амаглобели может скрыться или совершить новое преступление. На данный момент журналистка находится в женском пенитенциарном учреждении. Первое слушание по ее делу назначено на 4 марта.

Первые жертвы "закона об иноагентах"

"После принятия так называемого "закона об иноагентах" мы, как и все независимые грузинские медиа, ждали репрессий. Но и подумать не могли, что станем их первой жертвой", — сказала мне одна из редакторов "Нетгазети" Нино Кахишвили.

"Закон об иноагентах" ("О прозрачности иностранного влияния") был принят в Грузии в мае 2024 года. Он обязывает НПО и медиа, получающие более 20% финансирования из-за рубежа, регистрироваться в специальном реестре в качестве "агентов иностранного влияния". Принятию закона предшествовали массовые протесты, которые принято считать началом конфронтации между гражданским обществом и властями в Грузии. После принятия закона большинство местных неправительственных организаций и независимых СМИ отказались регистрироваться в реестре.

После ареста Мзии Амаглобели спикер грузинского парламента Шалва Папуашвили обвинил "Батумелеби" и "Нетгазети" в том, что, получая финансирование из-за рубежа, они "вместо развития беспристрастной журналистики развивали предвзятый политический активизм".

По мнению Нино Кахишвили, власти просто воспользовались ситуацией с пощечиной, чтобы наказать директора изданий, которые пишут на "неудобные" темы. Она вспоминает, что "Батумелеби" сталкивалось с давлением и со стороны прежних властей (лидера Аджарии Аслана Абашидзе и третьего президента Грузии Михаила Саакашвили), но до арестов дело еще никогда не доходило.

Кахишвили полагает, что конфликт между правительством и независимыми медиа вышел на новый уровень.

"Арест Мзии стал красной линией. "Грузинская мечта" превратила нас, журналистов, в активистов, которые будут до конца бороться за свободу слова и за демократию в стране", — заявляет она.

Грузинское медиасообщество оценивает арест Амаглобели как нападение на свободу СМИ и ответило почти ежедневными протестными акциями.

С призывом немедленно освободить Мзию Амаглобели выступила организация "Репортеры без границ", а международная организация "Женщины в журналистике" назвала этот арест "вопиющим нападением на свободу прессы".

По данным отчета "Репортеров без границ", выпущенного в декабре 2024 года, только за первые три недели протестов в Грузии во время их освещения пострадали более 70 журналистов. Некоторые из них получили серьезные травмы и были госпитализированы.

Избирательное правосудие

Соучредитель другого независимого онлайн-издания OC Media Мариам Никурадзе сказала мне, что воспринимает арест Мзии Амаглобели как "показательное наказание", призванное дать понять всем независимым СМИ, что им грозит.

"Давление "Грузинской мечты" на независимые СМИ перешло на новый уровень. Если раньше мы сталкивались с угрозой физической и цифровой безопасности, ограничительным законодательством, травлей, то теперь к этому добавилось еще и уголовное преследование. Ситуация стремительно ухудшается", — считает Никурадзе.

На ее взгляд, дело Мзии Амаглобели можно считать яркой иллюстрацией избирательного правосудия в Грузии: "Все видели, как полицейские наносили серьезные травмы журналистам, это показывали в прямом эфире по телевидению, но никто из нападавших не был привлечен к ответственности или даже допрошен. Зато теперь Мзия Амаглобели сидит в тюрьме за пощечину полицейскому".

Сама Мариам Никурадзе ожидала ареста еще в декабре 2024-го, когда обнаружила свое имя в негласном черном списке, составленном властями. "В этом списке было более 40 человек, и около 15 из них были арестованы по уголовным обвинениям. Мы опубликовали эту информацию, и, вероятно, это помогло мне самой избежать ареста", — рассказала она.

В свете сложившейся ситуации OC Media регулярно обновляет протоколы безопасности и старается просчитать все возможные риски, включая судебное преследование.

Критическая фаза

Глава региональных офисов Transparency International Georgia медиаэксперт Звиад Коридзе считает арест Мзии Амаглобели спланированной акцией против нее и возглавляемых ею изданий. Он напоминает о существовании видеокадров, на которых начальник полиции Дгебуадзе  обещает посадить Амаглобели по уголовной статье.

"Батумелеби" и "Нетгазети" — издания с безупречной репутацией, непримиримые к несправедливости. Их деятельность давно беспокоит власти и лично Бидзину Иванишвили (основатель, почетный председатель и негласный руководитель "Грузинской мечты". — Прим. ред.). Арестовав Амаглобели, он наказывает лично ее — и делает это демонстративно, чтобы запугать остальных журналистов", — сказал он в разговоре со мной.

Столь откровенное и агрессивное подавление свободы слова Коридзе считает признаком того, что в Грузии наступила критическая фаза утверждения диктатуры. В качестве еще одного доказательства этому он приводит участившиеся нападения на критиков властей со стороны депутатов "Грузинской мечты". Сам Коридзе подвергся такому нападению 15 января в отеле "Шератон" в Батуми.

"Свобода ценнее жизни"

На заседание суда, на котором ей была выбрана мера пресечения, Мзия Амаглобели пришла с книгой филиппинской журналистки Марии Рессы "Как победить диктатора".

20 января журналистка объявила в СИЗО голодовку. Об этом она сообщила в своем письме-обращении, переданном через адвоката.

"Я не намерена принимать повестку дня режима. Я голодаю. Свобода ценнее жизни.

В моем положении может оказаться любой гражданин.

Боритесь, пока не поздно. Боритесь везде, где бы вы ни находились. Будьте смелыми, берегите и поддерживайте друг друга.

Не допустите изоляции Грузии от цивилизованного мира", — пишет Мзия Амаглобели.


Фото: Sheldon Kennedy с сайта Unsplash