Как и многие редакции и журналисты из оккупированных регионов Украины или из тех мест, где идут боевые действия, команда онлайн-журнала о восточной Украине "Свои" (Svoi.city) переехала на запад страны из Бахмута (Донецкая область) после начала войны. Команду еще одного медиа — "Накипело" (Nakipelo.ua) из Харькова война раскидала по всей Украине.
Мы поговорили с журналисткой и координаторкой журнала "Свои" Гаяне Авакян и главредом "Накипело" Еленой Лептугой о том, как региональным медиа эффективно работать даже в эвакуации.
По данным Института массовой информации, после 24 февраля 2022 года на временно оккупированных территориях Украины закрылось более 100 украинских СМИ. Из этих ста изданий только 4 согласились сотрудничать с россиянами. Есть и СМИ, которые выбрали третий путь — переехать в другие регионы.
С началом войны оказалось, что не все медиа могут выдержать резкие перемены. К тому же война сделала более явными многие уже существующие проблемы украинских СМИ. Об этом говорят результаты свежего исследования Media Development Foundation. Согласно ему, во многих командах были размыты роли и обязанности, и эта проблема стала еще более заметна в условиях стрессовой и напряженной работы после 24 февраля.
В редакциях, не имевших системного и долгосрочного планирования, не появилось планов работы в условиях войны. 38,4% респондентов назвали одной из проблем в своей работе невозможность планировать в долгосрочной перспективе. 35,84% опрошенных планируют свою работу только на неделю вперед. На эти проблемы накладывается и нехватка ресурсов: 69,12% респондентов отметили дефицит средств для продолжения нормального функционирования редакций.
Эвакуационный план
И Елена, и Гаяне начинают разговор с того, что важно иметь заранее подготовленный и отработанный план эвакуации редакции.
"Мы готовились заранее, у нас были протоколы действий, что делает редакция при разных "сценариях" развития событий: варианты выездов, организационные, финансовые и технические моменты, — рассказывает Елена Лептуга. — В последнюю мирную субботу перед началом войны мы все собрались в редакции в Харькове, и каждый заполнил документ: контакты, кто куда поедет в случае войны, с кем планирует уезжать, где кого искать, где встретимся в случае отключения интернета или мобильной связи и т.д. То есть собрали всю информацию, чтобы понимать, как друг друга спасать".

На тренингах Института массовой информации многим украинским СМИ помогали разрабатывать такие протоколы.
Конвергентная редакция медиагруппы "Накипело" из Харькова включает сайт, соцсети, пресс-центр и радио. Именно благодаря тому, что команда действовала по плану, медиагруппе удалось не прекращать работу после эвакуации части сотрудников в другие регионы.
Редакция Svoi.city – часть проекта Abo.Media, который объединяет около 50 городских сайтов под брендом The City, в него входят, в частности, Волноваха.city, Попасная.city, Сватове.city, Троицкое.city, Доброполье.city, Торецк.city и Ньюйоркер.city.
За день до начала войны команда "Свои" и другие редакции сети также были готовы к переезду — 23 февраля все уже собрались.
"Мы видели своими глазами, что война начинается в новой, острой фазе, и что мы не сможем работать, если останемся в Бахмуте в Донбассе, — говорит Гаяне Авакян. — Моей задачей как руководителя было убедить сотрудников нашей сети, что варианта "остаться в оккупации" у них нет. Важно составить такой эвакуационный план, благодаря которому человек будет чувствовать, что у него есть опора и безопасность (будет жилье, работа, зарплата). Считаю, что мы 100% хорошо сработали: вывезли редакции Попасной, Волновахи, Нью-Йорка [имеются в виду населенные пункты Донецкой области], и сейчас эти медиа возобновили работу. Единственное, чего мы не успели, — найти такой "хаб", помещение, в которое все могли бы приехать и работать.Из восточноукраинских сайтов сети смогли выехать только две редакции — Волноваха.city и Попасная.city. Они восстановили работу на новых местах.
Контент остальных сайтов пополняют наши редакторы и журналисты из других регионов, пока местные редакции не могут этого делать сами. Например, так мы работаем с редакцией Сватове.city, сотрудники которой остались в оккупированном городе".
Для украинских редакций и журналистов, вынужденно оставшихся в оккупированных регионах, в Украине создали специальный гайд — "Работа медиа в условиях оккупации".
Менеджмент
"Важно регулярно проводить инвентаризацию имеющейся техники: какие ресурсы у вас есть, каких недостает, какие можете отдать на нужды армии (дроны, рации). Распределите технику между журналистами, режиссерами монтажа, редакторами, как это сделали мы, — советует Елена Лептуга. — Также лучше забрать с собой архивы, а еще не забывайте соблюдать правила цифровой безопасности. Ко всему прочему мы попросили журналистов, которые оказались в опасных районах Харькова, "почистить" телефоны".
По словам Елены, также важно обеспечить всем зарплаты. Редакция "Накипело" даже закупила заранее и оставила в помещении редакции запасы продовольствия, аптечки, наличные деньги. Все это уже пригодилось. К примеру, у одной журналистки разбомбили квартиру, и некоторое время она жила в редакции.
А редакторы "Свои" говорят, что им очень помог приобретенный ранее опыт дистанционной работы и грамотно выстроенное управление. Четкая иерархия и структура редакций, использование онлайн-инструментов, четкое понимание всеми журналистами форматов, в которых нужно работать, обеспечили непрерывность рабочего процесса.
Техническая сторона
В первые дни войны редакция "Свои" большое внимание уделила технической и цифровой безопасности, они сделали следующие шаги:
- перенесли серверы на Amazon,
- закрыли сотрудникам, которые еще оставались на прифронтовых территориях и могли попасть в плен, доступ к сайтам и соцсетям,
- временно заблокировали редакционные чаты и группы в фейсбуке, чтобы исключить возможность, что при проверке эти группы будут обнаружены в телефонах сотрудников, которые выезжали через российские блокпосты,
- для тех, кто не смог выехать и остается в Херсонской и Николаевской областях, также "подчистили" доступ, так как понимали, что после военных журналисты — первая мишень оккупантов.
Например, когда российские военные похитили главного редактора издания Novakakhovka.city Александра Гунько, они забрали его мобильный телефон и ноутбук, а после освобождения устройства ему не вернули. На момент задержания Александра доступ к сайтам для него уже был отключен — редакция сделала это еще до того, как узнала о похищении.

Такие же изменения команда сети внесла в "админки" сайтов: оттуда удалили информацию о пользователях, для безопасности которых это было важно.
"Мой совет другим медиа — цифровой и технической безопасностью нужно заниматься всегда, и налаживать ее так, чтобы никогда не быть в зоне риска", — добавляет Гаяне Авакян.
Контент
"Мы в редакции “Свои" понимали, что нужно создать новый формат для нашего медиа, и что основной проблемой для людей [на территориях, где ведутся боевые действия] будет выезд, — продолжает Гаяне Авакян. — Поэтому мы как редакция взяли на себя ответственность призывать читателей к эвакуации и концентрировались на том, чтобы показывать как можно больше возможностей эвакуироваться".
Уже позже Abo.Media запустили отдельный новый проект "Эвакуация.City", где публикуются истории об эвакуации украинцев за рубеж и советы о том, как и где получить помощь и т.д. Форматы — статьи, экпслейнеры, видеоистории, инструкции.
У "Накипело" из Харькова похожая ситуация: в первые месяцы войны это медиа, как и большинство других в Украине, работали 24/7 и концентрировались на новостях.
"Но сейчас мы возвращаемся к своему привычному виду контента — к большим материалам в жанре конструктивной и объяснительной журналистики, историям людей, — за [такие материалы] нас и ценила аудитория, — говорит Елена Лептуга. — Из-за войны мы приостановили работу пресс-центра и радио, но решили перезапустить подкасты о харьковчанах, которые уехали из Украины".
Сотрудники "Свои" говорят, что несмотря на кризис, думают о масштабировании и расширении географии. Они видят в этом свою миссию. Ведь то, что раньше было проблемой только Донецка и Луганска, теперь стало проблемой всех украинцев.
Большая война подтолкнула "Свои" к новому позиционированию сайта — вскоре это будет сайт о людях, которые объединены общей идеей дома и возвращения домой, а также мыслью о том, что для выживания нам нужно адаптироваться там, где мы сейчас.
Социальные сети
После 24 февраля многие редакции поняли, что читателям нужно доставлять новости быстро и в удобном формате, поскольку не у всех есть возможность открывать ссылки. Поэтому медиа обратили внимание на те платформы, которыми раньше занимались мало — это телеграм-каналы, инстаграм и другие соцсети.
Так, по словам и Елены, и Гаяне, аудитория телеграм-каналов "Свои" выросла в 8-10 раз, а страница "Накипело" в инстаграме стала приносить трафик на сайт. Увеличились как количество подписчиков, так и вовлеченность и охват аудитории во всех соцсетях, даже в твиттере, который раньше был не очень популярен в Украине.
Недавно "Свои" стало одним из первых региональных медиа, у которых теперь есть доступ к сети Starlink. Редакция получила его в качестве ресурсной поддержки через Институт массовой информации. Ведь для украинских локальных и некрупных медиа крайне важно иметь бесперебойный доступ к интернету.
Фото Kevin Bückert с сайта Unsplash