Еще в 2021 году команда Львовского медиафорума — украинской общественной организации, чья деятельность направлена на развитие украинских редакций — запустила при поддержке Агентства США по международному развитию проект "Западноукраинская сеть противодействия дезинформации", в котором приняли участие четыре локальных редакции.
"Мы понимали, что основная часть российской дезинформации распространяется через соцсети. Поэтому редакции, присоединившиеся к проекту, отслеживали распространяемую в регионах дезинформацию — и кто ее распространяет", — рассказывает Наталия Гаврылив, менеджер проектов Львовского медиафорума.
Благодаря этому проекту локальные редакции поняли, что могут стать агентами изменений в своем регионе, у них появилось время отвлечься от текучки и критически проанализировать, что происходит вокруг. Когда началась война, это помогло им сохранять веру в себя и в важность своей работы.
Уже в 2022 году, после полномасштабного вторжения России в Украину, Львовский медиафорум перезапустил этот проект, чтобы поддержать локальные редакции финансово и дать им доступ к помощи экспертов. Фокус сместился: теперь важно было дать медиа возможность выжить.
"Мы делали это с мыслью об аудитории изданий. С какими источниками информации останутся люди в регионах, если профессиональные локальные редакции закроются?", — рассказывает Наталья.
Проект расширили, и к четырем редакциям первой волны присоединились еще шесть. Так Львовский медиафорум начал системно поддерживать 10 локальных медиа из разных регионов Украины: Луцка, Ровно, Житомира, Запорожья, Кривого Рога, Ужгорода, Львова, Ивано—Франковска, Черновцов и Винницы.
С началом войны редакции сменили фокус. "Когда у людей над головами летают ракеты, [аудитория] не интересуется тем, как правильно читать новости в Viber и не попадаться на фейки. Поэтому редакции начали рассказывать истории войны, в то же время развенчивая через эти истории российскую дезинформацию", — говорит Наталья.
По ее словам, лучше всего читатели воспринимают истории, а не сухие факты и цифры.
Из-за начала войны многие редакции, с которыми общалась команда Львовского медиафорума, сократили штат SMM-специалистов. Наталья говорит, что ни у кого не было финансовой подушки безопасности, которая помогла бы продержаться хотя бы год. SMM-специалистов сокращают в то время, когда люди хотят быстрых новостей и охват у некоторых редакций в соцсетях больше, чем на сайте. Аудитория не всегда переходит на сайт издания, чтобы прочитать важную новость или текст, поэтому важно, чтобы в команде был хороший SMM-специалист, который умеет упаковывать контент под особенности каждой платформы. Некоторым изданиям еще нужно принять эту реальность.
В рамках проекта редакции при помощи менторов учились работать с соцсетями. К сожалению, у команды проекта не было возможности отслеживать, насколько системно редакции используют полученные знания, поэтому в следующем этапе проекта предусмотрены гонорары для SMM-специалистов и разработка коммуникационной стратегии, которая поможет определиться, как работать с разными площадками.
Сейчас в Украине сложно зарабатывать рекламой, но есть донорские организации, готовые поддерживать медиа. Чтобы получить эту поддержку, важно иметь репутацию профессионального издания. И локальным СМИ не приходится конкурировать с национальными. Ценность местных медиа в том, что они рассказывают о своей общине и местных проблемах, о которых национальные издания не напишут.
Вот как выживают во время войны три издания, которые поддерживает Львовский медиафорум.
Первый Криворожский, Кривой Рог
Изданию "Первый Криворожский" уже 12 лет. Последние три года редакция работает как информагентство.
"Мы работаем для жителей нашего города. Поскольку мы оппозиционное медиа, городские власти нас часто игнорируют. Это влияет на контент: мы концентрируемся на человеческих историях", — рассказывает главный редактор медиа София Скиба.
В первые дни войны был шквал сообщений, вопросов, редакция увидела, что люди им доверяют, и это стало очень важной поддержкой. Им удалось приобщить к модерации страниц постоянных читателей и бывших сотрудников.
В офисе издания работает 6 человек, еще 3 удаленно. Всего в команде 9 сотрудников.
Основная финансовая модель до войны была рекламной. С начала войны медиа потеряло рекламные контракты, которые были ориентированы на крупный промышленный бизнес.
Утром 24 февраля София разбудила коллег телефонным звонком. Следующие дни все сотрудники были круглосуточно вовлечены в работу.
Уже через три недели они поняли, что дальше так нельзя. Члены команды, которые переехали в другие города или страны, уже адаптировались и начали работать на новостной ленте.
Менеджер, занимавшаяся рекламой, активнее включилась в мониторинг соцсетей. Журналистка, работавшая над разделом "История Кривого Рога", первые недели разгребала массу частных сообщений.
"Мы координировали [деятельность] волонтеров, военных, стали своеобразным буфером между нуждающимися и теми, кто хотел помочь", — объясняет София.
Это одна из немногих редакций, которая не только сохранила команду, но и расширила ее. Они привлекли менеджера по развитию и переводчика. Первое время пришлось выплачивать зарплату в рассрочку, чтобы спланировать дальнейшие действия — финансовые и проектные. София говорит, что сейчас важно быть честным с командой и все обсуждать.
Чрезвычайной поддержкой стали партнерские предложения по участию в проектах, предложения помощи — финансовой и связанной с безопасностью. Например, благодаря Львовскому медиафоруму редакция получила бронежилеты, аптечки, финансовую помощь.
"Интересно поговорить о совместных нарративах с редакциями из разных регионов в рамках проекта Львовского медиафорума", — говорит София.
В рамках проекта они научились лучше искать дезинформацию и разоблачать ее на примерах историй отдельных людей, и это помогает им достучаться до аудитории, которая изначально верила ложным сообщениям.
"Надеемся, мы помогли криворожанам осознать, насколько важно распознавать дезинформацию в повседневной жизни", — говорит София.
Самым большим изменением последних месяцев для команды стало появление версии сайта на украинском языке.
"Мы не считаем, что на русском пишут "не патриоты". Этот тезис ошибочен. Мы считаем, что пусть лучше аудитория узнает новости на [любом] удобном для нее языке у нас, в медиа, которое отвечает за достоверность фактов и баланс мнений", — объясняет София.
Первый канал социальных новостей, Луцк
Издание появилось в 2017 году и было ориентировано на читателей Волынской и Ровенской областей. В 2021 году оно вошло в рейтинг 20 лучших локальных изданий.
Все члены команды взаимозаменяемы и поддерживают друг друга. В нее входят главный редактор, три журналиста, фотограф и два редактора ленты новостей. Журналисты осваивают новые инструменты в рамках программы поддержки от Львовского медиафорума, учатся работать с видео, делать качественную визуализацию.
Когда началась война, реклама исчезла, даже Google-реклама перестала приносить доход.
"Сейчас мы выживаем благодаря поддержке Львовского медиафорума, кроме этого, благодаря проекту, который воплощает Благотворительный фонд "Возрождение", а также — совместной работе с такими организациями, как "Женщины в медиа" и Волынским пресс-клубом", — рассказывает главный редактор издания Ольга Булковська.
24 февраля Ольга проснулась в 4 утра. "Утром мы созвонились с командой. Я сказала, что сейчас главное — их безопасность. Никто никуда не уехал, мы решили работать", — вспоминает Ольга.
Команда продолжает создавать уникальный контент и собирать истории людей, происходящие в условиях войны. Когда в их регионе сообщили о первой жертве войны среди гражданского населения, журналисты поехали в село поговорить с семьей погибшего.
"Утром мы ехали к семье и переживали, захотят ли родственники говорить. В итоге они нас благодарили. Потому что мы приехали узнать правду, в то время как другие издания делали новости, [основываясь на постах] представителей власти в соцсетях. А людям было важно рассказать свою историю", — объясняет Ольга.
В команде есть поддержка и взаимопонимание. Ольга рассказала о своем разговоре с коллегой, которую отпустила с работы, чтобы та могла восстановиться: "У нас есть коллега, которая очень любит походы в горы,[ она задала мне вопрос], можно ли ей пойти туда на несколько дней. Я спросила в ответ, а сколько она продержится, если не сделает этого? Сейчас важно делать то, что дает силы".
Благодаря проекту Львовского медиафорума редакция экспериментирует с новыми подходами к работе с соцсетями.
"Чем лучше эксперт, тем проще он объясняет. Тренинги в рамках проекта помогли нам лучше разобраться, что нас тянет вниз — и что можно с этим сделать. Последние месяцы мы живем благодаря поддержке Львовского медиафорума. Они нас спасли", — рассказывает Ольга.
Варош, Ужгород
Издание Варош работает в Ужгороде уже 9 лет ради того, чтобы в Закарпатье было независимое медиа, которое публикует хорошо оформленный и привлекательный для аудитории контент, содержащий достоверную информацию.
В редакции на условиях полной занятости работает 3 человека. Еще 4–5 человек — фрилансеры, к их помощи обращаются, если это нужно.
До 24 февраля это медиа зарабатывало на рекламе и за счет грантов. Когда началась полномасштабная война, всю рекламу поставили на паузу до июня. В июне появился первый после начала войны рекламный материал.
"Нам удалось выжить за счет грантовой поддержки. Первый проект, который нас поддержал в такое тяжелое время, — программа поддержки от Львовского медиафорума. Именно благодаря этому мы продержались первые пару месяцев", — рассказывает главный редактор издания Росана Тужанська.
Редакция начала подавать заявки на другие конкурсы, и сейчас живет на средства грантов. У них выходит одна-две публикации с нативной рекламой в месяц, а это в пять раз меньше, чем было до войны.
Перед началом войны Росана просила всех подготовить документы и тревожные чемоданчики и держать их возле себя на всякий случай.
"Когда началась война, мы успокоили коллег, сказав, что продолжаем работать. В первые дни войны два человека из редакции, которые делали около 70% всей работы, уехали из страны, вывезли свои семьи. Редакция столкнулась с большим вызовом: некому работать, поскольку фотограф и главный редактор уехали", — вспоминает Росана.
Фотограф занимался также панелью администратора, загружал все материалы на сайт. Главный редактор писала материалы, а также координировала работу редакции. То есть редакция осталась без людей, которые пишут материалы, договариваются о них, публикуют и занимаются дистрибуцией в соцсетях.
"Первый месяц был чрезвычайно тяжелым, потому что мне пришлось снова формировать редакцию: искать журналистов, редакторов, SMM-щиков. Я начала перепрофилировать фрилансеров, которые с нами работали, приглашать их к постоянному сотрудничеству", — рассказывает Росана.
Психологически тяжело всем, команда старается сохранять спокойствие и отдыхать на выходных.
"Мы проводим еженедельные редакционные встречи в онлайн-формате, потому что находимся в разных уголках страны или мира, обсуждаем все, что случилось, планы, психологическое состояние. Каждый член редакции имеет возможность посетить психолога и получить консультацию", — говорит Росана.
Редакция никогда не занималась темами противодействия дезинформации, пока не начала сотрудничество со Львовским медиафорумом еще в 2021 году.
Они открыли для себя целый мир исследований и аналитических текстов про дезинформацию.
"Мы никогда не отслеживали эту тему. Оказалось, что в нашем регионе можно сделать немало материалов про это, и что в Закарпатье распространяется много дезинформации, источники которой преимущественно российские", — объясняет Росана.
Благодаря программе в редакции появились материалы нового формата.
"Это прокачивает нас как профессионалов, помогает искать новые темы. Здорово, что мы можем противодействовать дезинформации на локальном уровне, рассказывать читателям о фейках, вбросах и почему не стоит им верить", — продолжает Росана.
Читатели заинтересовались проектом. Некоторые публикации имеют во много раз больше интеракций и просмотров, чем другие редакционные материалы.
Это важное изменение для общества: люди обращают внимание на дезинформацию, начинают понимать, где вранье и подвох, поэтому не несут искаженную информацию дальше.
Вызовы, стоящие перед редакциями
- Финансовая стабильность редакции. Журналисты и медиаменеджеры находятся в поисках институционной поддержки, потому что грантовые программы предлагают поддержку на небольшой период или на конкретный материал. Каждый месяц нужно искать возможности для существования редакции. Это истощает, распыляет усилия и мешает планировать на более длительное время.
- Сохранение команды. Члены команды имеют семьи, которые должны на что-то жить во время войны. Также у команды должны быть эмоциональные силы и финансовые ресурсы, чтобы работать с медиа и развивать его.
- Нужно поддерживать психологическую стабильность коллектива, которая должна помочь сохранить коллектив и позволить людям жить и адаптироваться к меняющейся каждый день реальности.
- Необходимость обновлять технику, ведь от техники зависит качество контента.
- Необходимость создавать больше материалов на местах событий. Много местных жителей начали заниматься волонтерством или же пошли защищать страну, важно рассказывать истории этих людей.
Безопасность. Безопасных мест нет. Даже если мы говорим об информационном пространстве. Поэтому редакциям нужно формировать у аудитории адекватное понимание ситуации, бороться за читателей, которые сами могут распространять фейки, потому что у этих людей нет культуры критического потребления информации.
Фото Mykhailo Kopyt 🇺🇦 с сайта Unsplash