В преддверии Дня свободы печати, который отмечается 3 мая, репортеры и журналистские организации Украины вновь возвращаются к вопросу безопасности журналистов и предлагают различные пути улучшения ситуации – от диалога и проведения совместных тренингов для журналистов и представителей правоохранительных структур до требования вынести этот вопрос на обсуждение в Верховную Раду Украины.
По данным Национального союза журналистов Украины (НСЖУ), уровень физической агрессии против журналистов в этой стране остается очень высоким. В отчете "Индекс физической безопасности журналистов", опубликованном 4 января этого года, говорится о 90 случаях нападения на представителей СМИ в 2017 году. За три месяца 2018 года уже зафиксирован 21 случай физической агрессии по отношению к журналистам, выполняющим свою работу. В 4 случаях нападавшими были полицейские.
Если говорить об этом в контексте ситуации в мире, то, по данным Комитета по защите журналистов (КЗЖ), за 2017 год уменьшилось число случаев гибели журналистов (42) и увеличилось количество заключенных в тюрьмы (262).
"В справедливом обществе ни один журналист не может сесть в тюрьму за выполнение своей работы и опубликование критических материалов, однако 262 человека платят эту цену", – отметил исполнительный директор КЗЖ Джоэл Саймон.
Американская правозащитная организация Freedom House оценивает ситуацию со свободой в Украине как "частично свободную". Директор Freedom House в Украине Мэтью Шааф считает насилие над журналистами и безнаказанность главными угрозами свободе слова в Украине.
В опубликованном организацией "Репортеры без границ" "Индексе свободы прессы" Украина заняла 101 место. Эксперты этой организации указывают на безнаказанные действия по отношению к журналистам в Украине. В частности, упоминают нерасследованное убийство журналиста Павла Шеремета и существование черных списков иностранных журналистов.
Среди репортеров, на себе испытавших эту ситуацию, – журналист онлайн-издания Insider Влад Красинский. По его словам, в первый раз он встретился с агрессией со стороны правоохранительных органов 1 декабря 2013 года, когда пытался фотографировать во время столкновений в правительственном квартале. Тогда его сильно избили, несмотря на удостоверение прессы. Второе нападение на Красинского произошло 3 марта этого года, во время разгона палаточного городка возле Верховной Рады.
Красинский считает, что существуют возможности улучшить эту ситуацию: "Я уже выступал с идеей провести ряд совместных тренингов представителей СМИ и силовых структур, чтобы обе стороны объяснили, чего они хотят друг от друга во время освещения массовых беспорядков. Нужно составить определенный свод правил: что можно, а чего нельзя делать, договориться о знаках идентификации и т. д.". Он признается, что пока эта идея не нашла отклика. Журналист также считает, что законодателям стоит задуматься об ужесточении санкций за нападение на представителей СМИ.
Президент Академии украинской прессы Валерий Иванов также считает, что низкий уровень расследований и отсутствие наказания порождает чувство безнаказанности у нападающих и запускает механизм самоцензуры у работников СМИ: "ведь переживая за свою безопасность, журналист не берется за острые и потенциально "опасные" темы".
НСЖУ считает, что давление на журналистов и медиа, прямые угрозы и запугивание стали распространенным явлением в Украине. Наличие статей Уголовного кодекса, предполагающих наказание за нападение на журналистов, сводится на нет малоэффективным следствием и отсутствием прецедента судебного наказания. В 2015-2017 годах из 641 дела по 5 "журналистским" статьям только 27 дошли до судебного рассмотрения.
В обращении от 20 апреля к Парламенту НСЖУ потребовал от Верховной Рады назначить парламентские слушания по вопросам свободы медиа и физической безопасности журналистов в 2018 году. Председатель НСЖУ Сергей Томиленко считает, что остающиеся безнаказанными нападения на журналистов провоцируют новую агрессию, "поэтому первые лица правоохранительных ведомств должны публично отчитаться о состоянии расследований преступлений против журналистов".
Кроме того, Александр Павличенко, исполнительный директор Украинской Хельсинкской группы по правам человека (УГСПЛ), считает борьбу за доступ к публичной информации, в которой так часто нуждаются журналисты, одним из важных способов отстаивания прав журналистов и свободы слова. По его словам, УГСПЛ вместе с медийными юристами добивается снижения стоимости судебного сбора, который, по мнению Павличенко, “практически ставит крест на возможности обжаловать в судебном порядке отказ в предоставлении публичной информации”. Запросы необходимы, если придется отстаивать справедливость, — они позволят в дальнейшем обратиться в Европейский суд по правам человека.
Журналисты надеются, что диалог с властью состоится и приведет к желаемым результатам – обеспечению безопасности журналистской деятельности и свободы слова в Украине. Одна из причин такого оптимизма в том, что перемены позволили бы поднять уровень доверия к судебно-правовым структурам и власти в целом, а власть заинтересована в этом в преддверии выборов, которые пройдут через год.
Инна Роднева – фрилансер из Киева. С другими ее статьями, опубликованными IJNet, можно познакомиться здесь и здесь.
Статья была отредактирована и сокращена.