Год войны: как журналисты расследовали вторжение России в Украину

por GIJN Staff
Mar 5, 2023 en Расследовательская журналистика
Печатная машинка с листом, на котором написано "investigation"

Эта статья была опубликована и переведена на русский язык на сайте Глобальной сети журналистов-расследователей (GIJN) и публикуется IJNet с разрешения.


На протяжении 12 месяцев после начала полномасштабного вторжения России в Украину журналисты—расследователи работали в атмосфере угроз и рисков, чтобы рассказать о военных преступлениях, попытках обхода санкций, спрятанных активах олигархов, и российских "фильтрационных лагерях".

Самые впечатляющие расследования были проведены журналистами, которые работали в жестких условиях, еще более осложненных самой войной — это наши коллеги из Украины, а также репортеры из Беларуси и России, которым из-за репрессий и преследований, направленных против свободы слова, пришлось покинуть страну, чтобы продолжать свою профессиональную деятельность.

В дополнение к множеству источников, таких как торговые базы данных, спутниковые снимки и интервью со свидетелями, расследователи собрали немало доказательств, основываясь на методах OSINT, поиске в социальных сетях, особенно в Telegram и "ВКонтакте"; а иногда журналисты прибегали к работе под прикрытием. В некоторых случаях репортеры с риском для жизни собирали свидетельства в освобожденных украинских городах, укрываясь от обстрелов и защищаясь от мин.

Одним из неожиданных явлений этой войны стало то, что некоторые российские солдаты снимали на видео собственные преступления, используя украденные телефоны местных жителей. Эти кадры помогали журналистам раскрывать военные преступления, и в том числе идентифицировать подразделения и отдельных военных. Еще одной примечательной особенностью можно назвать применение разъяснительной журналистики и журналистики данных. Например, дата-ньюзрум Texty.org.ua рассказал о незаконном экспорте зерна из украинских портов, благодаря чему читатели узнали, как Россия организовала контрабандную операцию по вывозу украинского урожая. 

Ярких примеров расследовательской журналистики о войне не счесть. Мы сделали список из десяти замечательных историй, которые отражают инновационные методы, различные техники разоблачения и разнообразие тем, затронутых журналистами. 

Военные, причастные к убийствам десятков человек в Буче

Отдел визуальных расследований New York Times на протяжении восьми месяцев собирал улики военных преступлений в украинском городке Буча неподалеку от Киева, совершенных в марте 2022 года. Журналисты смогли идентифицировать воинскую часть и солдат, предположительно причастных к зверствам. Получив и проанализировав тысячи часов видеозаписей с телефонов, разведывательных дронов и уличных камер, команда сосредоточилась на расследовании десятков убийств мирных жителей на улице Яблунской. Согласно их выводу, к преступлениям могут быть причастны военнослужащие 234 десантно-штурмового полка. Однако, чтобы доказать это, потребовалось немало инновационных методов. Узнав о том, что военные использовали телефоны жертв, чтобы звонить домой в Россию, журналисты изучили журналы звонков. Затем они нашли профили владельцев российских номеров, на которые звонили военные, в социальных сетях, что позволило журналистам подтвердить причастность солдат. Помимо этого, прослушав радиопереговоры и аудиозапись, в которой один из солдат жаловался на командира, приказавшего убить гражданских, расследователи установили трех командиров подразделений, которые, вероятно, отдавали преступные приказы.

Как древесина из России и Беларуси попадает в ЕС в обход санкций

В прошлом году расследователи не только раскрыли российские и беларуские практики обхода санкций, но и обнаружили компании, которые открыто предлагали оформить фальшивые документы об экспорте. Несколько изданий, в том числе две членские организации GIJN: Беларуский расследовательский центр и литовский трансграничный проект Siena — сообщили, что импорт сырья из Казахстана и Кыргызстана в Евросоюз вырос с примерно 500 000 долларов США в 2021 году до более чем 32 миллионов за несколько месяцев 2022 года. 

Координируемая Центром по исследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP) команда журналистов выяснила, что подпадающие под санкции пиломатериалы из Беларуси и России ввозили в ЕС с помощью поддельных документов. Они обнаружили, что многие из поставок, стоящих за этим всплеском, на самом деле включали санкционную древесину из Беларуси и России, и что они проходили таможенный досмотр ЕС благодаря поддельным документам. Помимо использования таможенной информации и торговых баз данных, таких как Евростат, репортеры BIC и Siena работали под прикрытием и выявили нарушителей санкций. Выдав себя за беларуских торговцев пиломатериалами, журналисты БРЦ нашли фирму, которая предлагала услуги по созданию фальшивой документации. Это помогло расследователям обнаружить целую сеть посредников и их сообщников в Кыргызстане.

Отслеживание активов олигархов

Российское вторжение в Украину спровоцировало "охоту" на активы бизнесменов, поддерживающих режим Владимира Путина. Правительства западных стран быстро вскрыли офшорные компании-пустышки, схемы собственности через доверенных лиц, секретные финансовые сети и сопутствующие услуги, предназначенные для защиты состояния влиятельных и богатых. Результатом совместных усилий журналистов, отслеживающих "отмывание денег", стал "Трекер санкционных активов", в котором OCCRP собрал информацию о финансовых и материальных активах на сумму более 17 миллиардов долларов США. В рамках проекта были опубликованы расследования о тайных офшорных богатствах, принадлежащих союзникам Путина. В одном из своих разоблачений журналисты рассказали о тщательно спрятанных австрийских активах главы российского государственного банка. Расследователи OCCRP не только поведали об отчаянных попытках находящихся под санкциями олигархов спрятать свои самолеты и яхты, но и опубликовали практическое руководство о том, как репортеры могут присоединиться к отслеживанию самолетов.

Некоторые активы олигархов смог отыскать и Международный консорциум журналистов-расследователей (ICIJ). В этом помогли утечки данных, включая "Панамские документы" и "Файлы FinCEN", которые, кстати, пригодились в создании "Трекера санкционных активов". Спустя несколько месяцев после вторжения ICIJ опубликовал серию статей, в которых подробно объясняется, как и почему санкции коснулись не только самих олигархов, но и поставщиков финансовых услуг на Западе. Кроме того, российские олигархи спрятали свои богатства в самой Украине, о чем свидетельствует материал украинской службы "Радио Свобода". Журналисты проекта "Схемы: коррупция в деталях" разоблачили миллиардера из России, владеющего крупным бизнесом в Украине.

Какой ущерб Россия нанесла Украине и своим гражданам за время войны

Учитывая хаос войны, дефицит надежной информации, дезинформационные кампании и усталость аудитории, для оценки ущерба, нанесенного затяжным конфликтом важны дата-материалы, демонстрирующие общую картину. "Важные истории" подсчитали, какой ущерб Россия нанесла Украине за первые 10 месяцев войны. В статье приводятся достоверные оценки числа погибших среди мирного населения и разрушений гражданских объектов Украины, а также рассказывается о военных преступлениях и массовом насилии. Журналисты сопоставили все это с тем, какие потери понесла сама Россия и сколько российских граждан подверглись преследованиям за антивоенную позицию. 

Как Россия вывозит украденное украинское зерно

Несмотря на проблемы с отслеживанием экспорта товаров из зон боевых действий, сразу несколько расследовательских центров сообщили о широкомасштабной краже, вывозе и контрабанде зерна с оккупированных территорий Украины. В одном из таких материалов дата-журналисты Texty.org.ua показали, как тайные экспортные сделки с доставкой без указания пункта назначения помогли вывозить награбленное зерно из оккупированных регионов. Команда проанализировала системы мониторинга судов и поговорила с экспертами, сделала графики и изучила спутниковые снимки, чтобы продемонстрировать, как Россия вывозила сотни тысяч тонн украинского зерна в дружественные страны через различные порты, в том числе Севастополь.

Военные преступления в Андреевке

Журналисты-расследователи особенно эффективно находили доказательства военных преступлений, изучая видеоматериалы, сделанные самими преступниками. После ухода российской армии из Андреевки местная жительница обнаружила в своем доме телефон, который ранее был украден 21-летним российским военным. Пытаясь восстановить фотографии внуков, женщина нашла селфи солдат. Журналисты "Слідство.Інфо" поговорили со свидетельницей, а затем использовали программы для распознавания лиц и провели поиск в социальных сетях, чтобы геолоцировать фотографии и вычислить военных, которые могли быть причастны к преступлениям в селе. Тем временем "Важные истории" проводили свое расследование преступлений в Андреевке, и журналистке Екатерине Фоминой удалось записать видеоинтервью солдата, укравшего тот самый телефон. В разговоре с ней он признался в убийствах мирных жителей и обвинил свое руководство в гибели как гражданских, так и своих однополчан.

Операторы Shahed: русско-иранская сказка о "Соколиной охоте"

С начала осени Россия активно использует иранские дроны-камикадзе как часть своей военной стратегии. Москва отдает предпочтение удаленной, низкозатратной тактике, направленной на нанесение ущерба украинской инфраструктуре и гражданскому населению. Но как российские операторы так быстро научились управлять беспилотниками — и кто эти люди? Член GIJN Наші Гроші. Львів — независимое украинское издание, специализирующееся на отслеживании государственных закупок — выпустил инновационный расследовательский проект о связи между атаками беспилотников и армейскими играми "Соколиная охота", которые впервые были организованы в Иране в августе 2022 года. Команда не только установила, что во время соревнований могла проходить подготовка операторов дронов, но и идентифицировала личности четырех военных, которые, вероятно, служат в российском Государственном центре беспилотной авиации и причастны к ударам по мирным объектам. В сотрудничестве с еще одним членом GIJN, Слідство.Інфо, журналисты подготовили видеоверсию расследования с субтитрами на английском и русском.

Банальность жестокости. Как жители дома в украинской Буче пережили 33 дня оккупации

Иногда журналисты-расследователи — единственные, кто может рассказать о жизни людей, оказавшихся в оккупации во время вооруженного конфликта. OCCRP и его украинский партнер Слідство.Інфо превратили архив Telegram-чата жителей одного из домов в оккупированной Буче под Киевом в "скроллителлинговый" материал. С помощью визуализации сообщений и спутниковых снимков журналистам удалось передать весь ужас происходящего в оккупированном городе и несокрушимую силу духа десятков жителей "Дома №17". В материале можно проследить за тем, какие мысли и страхи посещали обычных людей в экстремальных условиях: обстрелы, коллаборанты, поиск пропитания и безответственное поведение соседей. Читателям предлагается по-новому взглянуть на силу расследовательской журналистики.

Как украинцев переселяют в российские "фильтрационные лагеря"

Независимое британское издание inews представило масштабную серию расследований о том, как Россия вывозит в "фильтрационные лагеря" жителей оккупированных городов на востоке Украины. В мае 2022 года журналист-расследователь Дин Кирби выяснил, что тысячи мариупольцев, переживших осаду родного города, были отправлены в 66 лагерей по всей России — бывшие школы, больницы и детские лагеря. В теории у украинцев есть возможность уехать из России, однако, по словам источников, большинство депортированных фактически стали заложниками программы принудительного переселения из-за идеологических мотивов российских властей и стремления пополнить трудовые ресурсы депрессивных регионов. В материале также упоминается подпольная сеть активистов, помогающая людям уезжать из лагерей и из России в целом. Расследование основывалось на анализе отчетов, карт, а также интервью с источниками. Позже журналисты изучили спутниковые снимки и обнаружили небывалый ущерб инфраструктуре, новые военные объекты России и массовые захоронения в Мариуполе.

Записки под вишней

По данным украинских властей, больше тысячи жителей города Изюма на востоке Украины были похищены и убиты российскими войсками. Тела сотен человек были найдены на территории массовых захоронений. Одним из погибших оказался детский писатель Владимир Вакуленко, чье убийство стало ярким примером того, как Россия истребляет украинскую культуру. Журналисты-расследователи общественного вещателя Суспільне сняли документальный фильм о произошедшем с Вакуленко. В первый месяц оккупации писатель вел дневник, который впоследствии закопал под вишней у себя во дворе. Всего через несколько часов после этого Вакуленко и его сына-инвалида похитили российские военнослужащие. Воспользовавшись информацией, полученной от свидетелей, расследовательская группа установила ключевые факты о пытках и убийстве Вакуленко, а также поведала горькую правду об условиях, в которых находились жители оккупированного Изюма. Отрывки из дневника стали поэтическим фоном фильма и оказались в каком-то смысле пророческими, подчеркнув смелость, решительность и патриотизм писателя.

Дополнительные ресурсы

Как расследовать вторжение России в Украину: советы Христо Грозева из Bellingcat

Журналистские ресурсы для отслеживания событий в Украине

Ресурсы для расследования войны России против Украины


 

Автор текста — Рован Филп, старший репортер GIJN. Ранее Филп был главным репортером Sunday Times в Южной Африке. Он освещал новости, политику, коррупцию и конфликты в более чем двух десятках стран.

Фото Markus Winkler с сайта Unsplash