Divergentes: история запущенного в Никарагуа и уехавшего в изгнание медиа

byAurora MartínezNov 7, 2024 in коллаборативная журналистика
Man taking a photo of a person running in a balaclava by a mural of Nicaraguan President Ortega

Эта статья — часть нашего Инструментария для СМИ, работающих в изгнании, подготовленного в партнерстве с Сетью медиаорганизаций в изгнании (NEMO) при поддержке Чрезвычайного фонда Джойс Барнатан для журналистов.


В 2020-м Никарагуа столкнулась не только с пандемией COVID-19, но и с репрессиями, которыми администрация Даниэля Ортеги ответила на вспыхнувшие в 2018 году гражданские протесты против коррупции и нарушений прав человека.

В этой обстановке команда из четырех журналистов, мечтающих о серьезных проектах, запустила новое цифровое медиа Divergentes, ориентированное на жителей Никарагуа и других центральноамериканских сообществ, и начала публиковать инновационные материалы, помогающие призывать власть к ответственности. "Нам все говорили, что мы сошли с ума, потому что все мы оставили постоянную работу и занялись этим проектом", — говорит Уильфредо Миранда, один из основателей медиа и редактор-координатор издания.

Посвященные коррупции расследования вскоре принесли редакции Divergentes признание как на национальном, так и на международном уровне. Но в 2021 году генеральная прокуратура Никарагуа начала вызывать в суд независимых журналистов и новостные организации в рамках расследования деятельности Фонда Виолеты Барриос де Чаморро за примирение и демократию — некоммерческой организации, занимающейся защитой свободы слова (власти обвиняли организацию в отмывании денег). Кристиану Чаморро, бывшую в то время оппозиционным кандидатом в президенты и председателем фонда, поместили под домашний арест, а более 20 журналистов были допрошены на предмет их связи с этой некоммерческой организацией.

Среди этих журналистов оказался и Миранда. "Мне грозили дать восемь лет тюрьмы по закону о киберпреступлениях — по этому закону правительство решает, можно ли считать то, что вы опубликовали, фейковыми новостями", — рассказал он.

Сразу после вызова в суд, даже не переодевшись, Миранда уехал в Коста-Рику. С собой у него был только компьютер. Более 30 его коллег также были вынуждены покинуть страну. Они присоединились к более чем двум сотням журналистов, покинувших Никарагуа с 2018 года.

Divergentes начал работать в изгнании, пополнив длинный список латиноамериканских редакций, вынужденных уехать из своих стран. Сегодня в команде Divergentes около 20 человек, которые живут в Коста-Рике, Мексике и США. 

Миранда рассказал, как его команда справляется со сложностями работы в изгнании.

Начало работы в Коста-Рике

Первым делом оказавшейся в изгнании редакции Divergentes нужно было зарегистрироваться в новой стране в качестве юридического лица. С помощью юристов редакция решила создать ассоциацию — так в Коста-Рике называют некоммерческую организацию, в которую входят люди, имеющие общую цель. В ассоциацию должно входить как минимум 10 человек, и как минимум трое из них должны быть резидентами или гражданами страны.

Весь процесс обошелся Divergentes примерно в тысячу долларов США и занял около восьми месяцев. Этот шаг был необходим, чтобы редакция могла начать легально работать в стране, открыть счет в банке и подавать заявки на международное финансирование.

Стоимость жизни в Коста-Рике значительно выше, чем в Никарагуа, поэтому редакция сразу столкнулась с финансовыми трудностями. У Divergentes нет средств на то, чтобы нанимать сотрудников, занимающихся административной работой, поэтому все члены команды, включая репортеров, продюсеров контента для TikTok, дизайнеров, программистов и менеджеров соцсетей, берут на себя эти обязанности. Например, Миранда в дополнение к своей основной работе координатора редакции, включающей проведение исследований и освещение важных тем, занимается поиском грантов.  

Divergentes journalists working at their former office in Managua, Nicaragua.
Журналисты Divergentes работают в своем бывшем офисе в Манагуа, Никарагуа.

Измерение воздействия

Миранда объясняет, что измерить, какое воздействие оказывает работа журналистов в Никарагуа, сложно. Например, журналисты не могут рассчитывать на то, что разоблачение коррупции приведет к наказанию виновников.

Метрики веб-сайта и соцсетей показывают, сколько людей читает их статьи, но для измерения воздействия Divergentes в основном использует данные о том, как люди обсуждают их материалы. "Каждый раз, когда мы проводим расследования, их обсуждают многие национальные и международные СМИ, — говорит Миранда. — Я считаю это одним из основных показателей нашего воздействия".

Divergentes освещает события в разных странах Центральной Америки, но основное внимание уделяет Никарагуа, где живет 70% его аудитории. Никарагуа — единственная страна в Западном полушарии, где совсем нет печатных газет и практически все медиа контролируются государством.

"Потребность населения в доступе к медиа, свободным от пропаганды и предоставляющим полезную для жизни людей информацию, огромна", — сказал Миранда.

Divergentes специализируется на журналистских расследованиях и лонгридах, но выпускает также фактчекинговые материалы, карикатуры и подкасты. Контент распространяется через информационные бюллетени, соцсети TikTok, Instagram, Threads, X, а также YouTube.

Divergentes co-founders Carlos Herrera (left) and Wilfredo Miranda.
Один из основателей Divergentes Карлос Эррера (слева) и Уильфредо Миранда.

Защита источников и журналистов

Расследования Divergentes касаются в основном нарушений прав человека; с помощью своих материалов редакция стремится заложить основу исторической памяти. Решить, как искать достоверную и точную информацию, не подвергая опасности жизнь источников и журналистов, — задача непростая.

"Как редакции могут реконструировать массовое убийство, если журналисты не могут попасть на место происшествия? — говорит Миранда. — Я не говорю, что это невозможно, но это сложная задача, особенно если вы хотите строго придерживаться фактов".

По словам Миранды, безопасность источников стала основной задачей редакции после февраля 2023 года, когда правительство лишило гражданства и конфисковало имущество 94 никарагуанцев, включая самого Миранду. Среди этих людей были те, кто уже находился в изгнании и предоставлял Divergentes информацию, полученную благодаря связям внутри страны. Эти источники теперь опасаются политических последствий для своих контактов в Никарагуа.

Чтобы продолжать поддерживать контакты в стране и правительстве, редакции пришлось адаптировать методы работы. Например, команда решила, что для защиты источников она гарантирует им анонимность, но при этом приняла правила, которые помогают обеспечить качество материалов. "Мы установили эти правила потому, что для нас очень важно придерживаться высоких журналистских стандартов, — сказал Миранда. — Если мы используем анонимные источники, то обязаны перепроверять предоставленную ими информацию как минимум шесть раз, чтобы подтвердить факты".

Wilfredo Miranda interviewing Venezuelan migrants
Уильфредо Миранда берет интервью у венесуэльских мигрантов, преодолевших Дарьенский пробел, чтобы попасть в США, в Сан-Хосе, Коста-Рика.

Работая в изгнании, важно понимать, что делать со страхами, которые испытывают члены твоей команды. Это помогает обозначить границы и позаботиться о благополучии членов команды и их семей. "Каждый сам хозяин своего страха", — цитирует Миранда слова Педро Хоакина Чаморро, никарагуанского "мученика в борьбе за свободу общества".  

"Нам не нужны новые мученики, — продолжил он. — Мы считаем, что при подготовке любого материала в первую очередь нужно обеспечить физическую безопасность и свободу каждого нашего репортера".

Миранда объяснил: если журналисты, например, решают поехать в Никарагуа, то они должны спрятать оборудование и закончить работу как можно скорее, чтобы не привлекать к себе лишнего внимания. Перед поездкой команда решает, что делать в случае преследования, где прятаться внутри страны и как безопасно выехать.

Важно заботиться и о психическом состоянии журналистов. После пяти лет освещения историй о нарушениях прав человека, сталкиваясь с постоянными преследованиями со стороны правительства, некоторые журналисты начинают терять надежду.

"Легко потерять веру, когда каждый день в редакции возникает чрезвычайная ситуация, с которой тебе нужно справляться. Самое простое — начать заниматься только решением проблем и прекратить публиковать контент, — говорит Миранда. — Мы в Divergentes решаем свои проблемы каждый день, неделю, месяц, год, не прекращая ни на день публиковать материалы".

Важно понимать, чего вы хотите

Несмотря на все испытания, выпавшие на долю издания, за время работы в изгнании аудитория Divergentes выросла. По словам Миранды, сегодня аудитория веб-сайта привлекает около 250 000 уникальных пользователей в месяц. Трафик в основном приходит из Никарагуа, Сальвадора и США.

Рассказывая аудитории о том, что происходит в Никарагуа, команда наработала ценный опыт, которым делится с журналистами, освещающими из-за границы события в таких авторитарных странах, как Сальвадор, Гватемала и Гондурас. Кроме того, Divergentes установил партнерские отношения и делает совместные проекты с другими работающими в изгнании медиа, что помогает освещать трансграничные темы. Такая работа помогает расширять аудиторию и охват.

По словам Миранды, важно, чтобы вынужденные уехать в изгнание медиа определились с тем, какой работой они хотят заниматься, какие у них есть для этого ресурсы и к кому можно обратиться за поддержкой. "Подумайте о том, что вы можете дать вашей аудитории, — советует он. — Важно иметь собственный голос, чтобы выделяться на общем фоне. В определенном смысле это обеспечит выживание вашего медиа".

Для запуска медиа в изгнании и организации его работы нужно время — много времени и тяжелой работы. "Привыкните к мысли, что сначала вы будете все делать сами, — сказал он. — Вы будете выполнять журналистскую работу, писать тексты, делать фотографии, общаться с людьми".

Когда возникнут трудности, важно помнить, почему вы делаете эту работу, советует Миранда: "Из преданности своей стране — и прежде всего ради стремления к свободе Никарагуа и ее демократическому будущему, в котором права всех жителей будут соблюдаться, а уровень неравенства — снижаться".


Фотографии предоставлены редакцией Divergentes.