Скринлайф-журналистика, или Как продюсеры адаптируются к производству онлайн-контента

بواسطة Daria Klimasheva
May 27, 2020 في Освещение темы COVID-19
Russian hospital staff 'working without masks' - BBC News

Недавно Комитет по информационной политике, информационным технологиям и связи предложил правительству РФ включить СМИ в число отраслей, которые больше всего пострадали от COVID-19. Из-за пандемии и введенных в связи с этим ограничений были полностью отменены или приостановлены на неопределенный срок съемки новых и текущих телепрограмм и сериалов. Некоторые ТВ-программы все еще продолжают записываться в телестудиях, но уже без участия публики – или же полностью перешли в онлайн.

В течение последних двадцати лет в интернет ушли многие печатные СМИ, а у каждого музея, театра и галереи появились свои соцсети. Однако никто не мог предположить, что неожиданная пандемия сузит до рамок экрана тот уникальный мультисенсорный опыт, ради которого мы покупаем билеты в театр, ходим в рестораны и ездим в путешествия. Добро пожаловать в новую реальность, в которой Большой театр устраивает премьерные трансляции в ютьюбе, Лувр и Эрмитаж проводят виртуальные туры с экскурсоводом и даже совещания правительства проходят в формате зум-конференций.

В тележурналистике самым заметным трендом последних трех месяцев стала запись интервью по видеосвязи, когда и гость и ведущий находятся каждый у себя дома, а съемка организована с помощью подручных средств. Именно к этому формату обратились журналисты Би-би-си World News в Москве, которые с начала карантина выпустили несколько видеоматериалов со съемками по скайпу, среди которых, например, видео о белорусских болельщиках на трибунах во время пандемии и медицинском персонале в регионах, вынужденных работать без средств защиты. 

Football in BelarusСкриншот видео BBC News "Коронавирус: почему до сих пор играют футбольные команды Беларуси?" 

Елизавета Верейкина – видеожурналист и ассистент продюсера Би-би-си World News – рассказала о преимуществах и недостатках онлайн-продакшена: “Один из главных недостатков, которые удручают меня, – это качество картинки и звука в скайп-интервью”. По мнению Елизаветы, сложность состоит в том, что иногда у людей бывают очень простые телефоны – без камеры, поэтому им сложно выйти на видеосвязь. Она пояснила: “Журналистам Би-би-си всегда важно лично присутствовать на месте событий, но в ситуации с карантином мы иногда вынуждены просить героя снять видео из его жизни, если это не несет для человека риски. Мы даем необходимые инструкции, например, не снимать вертикально, но бывает, что иногда человек обещает прислать материалы и не присылает. Конечно, мы понимаем, что никто не обязан нам ничего снимать, и журналистам нужно иметь это в виду”. С другой стороны, Елизавета считает, что онлайн-продакшен экономит много времени и сил: “Ты, сидя дома, договариваешься и уже через пару часов делаешь видеоинтервью с человеком из Минска, например”. “К тому же некоторые люди стесняются видеокамеры, и им проще организовать процесс съемки самостоятельно, у компьютера”, – добавила она.

Что такое скринлайф?

Первый скринлайф-фильм "Убрать из друзей" был спродюсирован режиссером Тимуром Бекмамбетовым в 2014 году, задолго до пандемии COVID-19, поэтому когда по всему миру был объявлен карантин, режиссер продолжил свои съемки дистанционно в уже привычном ему формате. Screenlife – это относительно новый формат сторителлинга, в котором основное действие разворачивается в мессенджерах и видеочатах. Зритель подобен хакеру, наблюдающему через веб-камеру за героем и за тем, что тот делает на своем экране. Этот формат успешно применяется в игровом кино и экспериментальных документальных проектах: в 2017-м и 2018-м студия "История будущего" выпустила первые скринлайф-сериалы, адаптированные под экран смартфона: 1968.Digital и “Проект 1917”.

 

[Читайте также: Медиасайт предлагает новаторский проект, посвященный произошедшей 100 лет назад русской революции]

 

Визуальные приемы скринлайф и как их можно применять в журналистике

1) Съемка через фронтальную камеру

Как применять: дать герою возможность самому выбирать, откуда он выйдет в эфир и что будет находиться вокруг него. Пояснить, что окружающие его детали интерьера могут помочь зрителю узнать о нем больше и он может решить, что именно он хотел бы рассказать о себе, и сделать соответствующие визуальные акценты. 

2) Звук встроенного микрофона 

Как применять: звук так же, как и картинка, дает зрителю дополнительное представление о месте, где находится герой. Вся эта информация будет осознанно или неосознанно считываться зрителем, помимо всего того, что герой будет говорить на камеру. 

С моей точки зрения, профессиональная этика требует, чтобы герой материала понимал этот аспект записи и имел возможность влиять на него. Вне зависимости от того, что герой решит показать или оставить за кадром, – его осознанный выбор будет считываться в материале.

3) Режим "Поделиться экраном"

Как применять: герой может поделиться своим экраном, чтобы, например, продемонстрировать в видеоинтервью с журналистом какие-то документы, фотографии или показать что-либо на карте. При этом папки, программы и картинки на рабочем столе героя могут рассказать о нем не меньше, чем интерьер его дома и внешний вид.

Использование текста – герой может вводить поисковые запросы, писать сообщения или письма. При этом зритель может наблюдать не только за текстом, который появляется на экране, но и за тем, как герой владеет языком, какие исправления он или она делают. Все это, среди прочего, дает представление о типе личности, уровне эрудиции и образования.

4) Использование инфографики и анимации

Как применять: для динамичных и информативных переходов между интервью, например, при демонстрации на 3D-карте, где именно находится герой.

 

[Читайте также: Лицом к лицу с COVID-19: правила безопасности для фотожурналистов]

 

Лучшим примером скринлайф-журналистики и использования перечисленных приемов стал майский материал МБХ медиа о жизни русскоязычных героев за границей во время пандемии и о том, какие изменения коронавирус внес в самые древние ритуалы нашей жизни: свадьбу и похороны.

Мы поговорили с продюсером проекта Анастасией Кулагиной о нарративных возможностях формата в журналистике и постарались понять, останется ли он с нами после карантина. 

Анастасия верит в большие возможности этого инструментария "для исследования психологизма и тонких моментов, потому что рабочий стол компьютера действительно воспринимается как замочная скважина". “В рамках художественного проекта при тщательной проработке сценария можно заложить очень много деталей, и интерьер, и цена устройства, которое влияет на качество картинки, – все может служить главной идее",добавила она. – "У нас проект был документальный, мы ничего искусственно не создавали – разговаривали с людьми по всему миру и потом собирали из их речи пазл. Заранее мы просили героев только поставить устройство, которое бы снимало, как человек общается с нами, чтобы использовать это при монтаже как "вторую камеру". Больше никаких специальных приготовлений: место, интерьер, одежда, девайс – герои пользовались чем хотели".

Билет домой за миллион, похороны и свадьба в карантин.Скриншот проекта МБХ медиа "Билет домой за миллион, похороны и свадьба в карантин".

 

На вопрос, с какими сложностями столкнулась команда в онлайн-продакшене, Анастасия ответила: "На этапе монтажа мы работали с профессиональным художником-дизайнером, потому что пока недостаточно инструментов в открытом доступе для создания скринлайф "на коленке". Но плюсов при монтаже тоже немало – в этом визуальном языке можно органично добавить в повествование все что угодно, просто показав это в браузере или мессенджере". 

По словам Анастасии, определенные проблемы возникают с распространением контента в формате скринлайф-десктоп: многие пользователи просматривают такой контент с экранов мобильных устройств, и когда на экране появляется "видео, имитирующее рабочий стол компьютера, то [у пользователя] возникает когнитивный диссонанс". Анастасия видит выход в создании вертикального видео, но тогда возникают проблемы с демонстрацией такого контента в ютьюб из-за черных полей по краям. 

"Для нас эти съемки скринлайф, конечно, были вынужденной мерой, – признается она. – Но формат определенно будет жить, потому что, чем больше мы проводим времени с гаджетами, тем привычнее мы будем воспринимать истории в этом формате”.

Скринлайф-журналистика предоставляет герою больше контроля над тем, как будет рассказана его история. Как минимум он сам решает, как снимать самого себя, что было бы немыслимо в классической съемке, где есть оператор. Возможно, сейчас самое подходящее время наконец примириться с ограничениями, которые накладывает карантин, и адаптировать доступные технологические приемы для нового типа журналистики, в которой журналист и его герой будут выступать скорее как равноправные соавторы, нежели как исследователь и исследуемый. Особенно теперь, когда каждый из нас больше чем когда-либо, живет своей собственной скринлайф-жизнью, иммерсивность этого формата, а также истории, рассказанные этим языком, могут подарить нам тот самый мостик эмпатии, от которого нам всем станет немного легче.

____________________________________________________________________________________________

Верхняя фотография  самодельный мемориал в память об умерших медиках, скриншот проекта Би-би-си World News "Коронавирус: сотрудники российских больниц работают без масок" (Coronavirus: Russian hospital staff 'working without masks').