Советы для редакций в изгнании: работа с журналистами, остающимися в стране

بواسطةIvan KolpakovOct 23, 2024 في коллаборативная журналистика
Woman waving at four people on a webcam

Эта статья была опубликована как часть нашего Инструментария для СМИ, работающих в изгнании, подготовленного в партнерстве с Сетью медиаорганизаций в изгнании (NEMO) при поддержке Чрезвычайного фонда Джойс Барнатан для журналистов.


Одна из главных проблем работающих в изгнании медиа связана с необходимостью создавать и поддерживать работу оставшихся в стране журналистов: для достоверного освещения событий важно, чтобы у редакции были репортеры, способные эффективно работать на местах, соблюдая при этом осторожность.

В случае с гибридными медиа (редакциями, полулегально или легально работающими в своих странах, не подвергаясь ежедневному риску) такая проблема тоже существует, но для редакций, полностью переехавших за границу, она стоит особенно остро. К несчастью, количество стран, включая Иран, Афганистан, Беларусь и Россию, где независимая журналистика оказывается вне закона, растет.

В "Медузе" — крупнейшей независимой русскоязычной медиаорганизации — мы, базируясь за границей, уже почти десять лет развиваем сеть журналистов, работающих в России. Вот чему мы научились.

История "Медузы"

Мы запустили "Медузу" в Риге, Латвия, в 2014 году, в год, когда Россия аннексировала Крым, в стране усилилось давление на независимые медиа, а в Донбассе (регион Украины) началась война. Мы были первым крупным российским медиа, начавшим работать за границей, а спустя десять лет Россию покинули все независимые медиа.

С 2014 по 2022 год в дополнение к латвийской редакции у нас был редакционный офис в Москве. Некоторые наши репортеры даже получали аккредитацию в Министерстве иностранных дел России (что по сути приравнивало их к иностранным корреспондентам в собственной стране, но давало возможность работать относительно безопасно).

В 2022-м, после начала полномасштабного вторжения в Украину и введения в России тотальной цензуры, нам пришлось эвакуировать из страны всех наших сотрудников.

В следующем году "Медузу" объявили "нежелательной" организацией. Сегодня любое взаимодействие с нашим медиа считается преступлением. В преступлении могут обвинить тех, кто отправляет пожертвования "Медузе", и тех, кто дает интервью нашим репортерам (за последнее человека могут отправить в тюрьму на срок до четырех и более лет).

С того момента как нашим сотрудникам пришлось покинуть страну и до сегодняшнего дня мы занимаемся созданием сети живущих в стране фрилансеров, которые предоставляют нашим редакторам важнейшую информацию. Каждый день им грозит реальная опасность. Случалось не раз, что нашим редакторам приходилось помогать таким фрилансерам в срочном порядке покинуть страну.

Мы в "Медузе" определяем работу в таких условиях как "невозможную журналистику". А самих журналистов, продолжающих сотрудничать с запрещенной организацией, мы называем "репортерами-партизанами".

Из-за постоянной опасности, угрожающей этим журналистам, мне трудно открыто говорить о механизмах их работы и протоколах, которым следуют как они сами, так и работающие с ними редакторы. Тем не менее вот рекомендации для тех, кому приходится создавать похожие сети репортеров сейчас или кому придется их создавать в будущем.

Разработайте правила и следуйте им

Работающим в изгнании изданиям важно иметь оставшихся в стране людей, которым они могут доверять: качественную журналистику невозможно делать, опираясь только на внешние наблюдения.

Несмотря на то что в последние годы технологии значительно шагнули вперед как в области сбора информации (например, разведка по открытым источникам, OSINT), так и в плане распространения контента и доступа к информации (через VPN и другие методы, позволяющие обойти блокировки), это не может заменить работу на местах.

Важно установить строгие правила работы в стране, регулирующие то, как репортеры взаимодействуют с источниками, редакторами и друг другом. Критически важно, чтобы такие правила учитывали местные законы: для этого правила должны быть одобрены редакционными юристами, хорошо разбирающимися в местном законодательстве.

Попросите журналистов письменно подтвердить, что они готовы следовать этим правилам и знают, что, если они будут нарушать эти правила, вы можете прекратить сотрудничать с ними.

Очень важно, чтобы такие правила сводили к минимуму (в идеале — исключали) вероятность того, что связь журналиста с работающим в изгнании медиа будет раскрыта. Поэтому очень важно внедрить процедуры и техники, помогающие сохранять анонимность репортеров.

Эти правила нельзя упрощать: ими должно регулироваться использование сим-карт, соцсетей, мессенджеров и имейлов. Выработать такие правила помогут технические специалисты. Если в вашем издании нет отдела информационных технологий, попробуйте обратиться к международным организациям или другим СМИ: возможно, они помогут вам найти таких специалистов.

Еще одна проблема, возникающая при работе с оставшимися в стране журналистами, заключается в том, как оплачивать их работу и как передавать им оборудование. К сожалению, эта задача бывает особенно трудной, а ценой небрежности может стать безопасность репортеров.

Ваша организация должна тщательно разработать процедуры, позволяющие оказывать журналистам финансовую и редакционную поддержку. Регулярно проверяйте эти правила, чтобы убедиться, что они остаются актуальными.

Придерживайтесь высоких стандартов в журналистике

Для "партизанской" журналистики нужны спокойные трезвомыслящие профессионалы, приверженные высоким стандартам журналистики. Редакции, работающие с такими репортерами, должны также придерживаться высоких стандартов.

Редакциям нужно разработать чек-листы и использовать инструменты, помогающие проводить независимую проверку контента, присланного журналистами. Например, у редакторов должен быть доступ к доказательствам, предоставленным репортерами (для передачи такой информации необходимо использовать защищенные каналы). Любую деятельность внутри страны нужно тщательно обсуждать с редактором, включая личность каждого человека, который будет фигурировать в материале, его или ее уровень экспертных знаний, взаимоотношения с властями и важность для рассказываемой истории.

Редакторы должны тщательно выбирать, с кем работать, и иметь план проверки потенциальных репортеров. Например, редакция может проверить, насколько репортер независим от властей, поговорив с общими коллегами и проанализировав активность этого человека в соцсетях.

Но здесь есть много нюансов. Одна ошибка может разрушить целую сеть репортеров-фрилансеров и подорвать доверие к изданию. Один такой репортер, сотрудничающий с властями или ведущий себя неосторожно, может подвергнуть опасности всю сеть.

Какие факторы необходимо учитывать редакции

Работа с остающимися в стране репортерами требует постоянного внимания всей редакции. Долго работающие в опасной ситуации журналисты могут начать недооценивать риски, с которыми сталкиваются. Люди привыкают ко всему; часто они оказываются в наибольшей опасности именно тогда, когда перестают о ней беспокоиться.

Редакциям нужно регулярно просматривать и заново оценивать правила для фрилансеров: важно убедиться, что эти правила соответствуют изменениям в законодательстве и работе правоохранительных органов. Редакторы, работающие с фрилансерами, должны также регулярно проходить обучение.

Кроме того, редакторы, работающие с оставшимися в стране репортерами, должны быть готовы к решению беспрецедентно сложных задач. Освещение того, что происходит в таких странах, как Россия, где можно использовать только анонимные источники, связано с проблемами, которые, весьма вероятно, не включены в традиционные курсы по журналистике.

В разработке правил для находящихся в стране репортеров может пригодиться опыт действующих в регионе социальных и политических активистов; защищающих права человека неправительственных организаций и оппозиционных движений. Часто они опираются на одних и тех же фрилансеров. Важно координировать деятельность организаций: если протоколы, разработанные в разных редакциях, очень сильно отличаются, опасность для репортеров многократно возрастает.

И последнее: редакция, решившая создать такую сеть, должна быть логистически и финансово готова к тому, что ей придется эвакуировать оказавшихся в опасном положении журналистов и поддерживать их после переезда. Может также понадобиться оказать психологическую помощь. Самая главная рекомендация в этом случае проста: если возникают серьезные проблемы с безопасностью, нужно немедленно прекращать работу журналистов на местах и эвакуировать их. 

Если ваше медиа, работая в изгнании, планирует создать сеть фрилансеров внутри страны и нуждается в совете или если у вас есть важные мысли по этому поводу, которыми вы хотите поделиться, свяжитесь со мной и моими коллегами по адресу info@exiled.media.


Иван Колпаков — один из основателей и главный редактор крупнейшего русского независимого издания "Медуза", которое работает в изгнании и базируется в Риге, Латвия.