В Украине 27 регионов, включая оккупированные Россией Крым, Луганскую и Донецкую области. В каждом из них работают региональные медиа: издания областного и районного уровня. На данный момент насчитывается больше 200 региональных изданий. После начала войны в феврале 2022 года доверие к региональным медиа значительно выросло, говорит Оксана Романюк, исполнительный директор Института массовой информации (ИМИ).
Украинская журналистка Лера Лауда говорит, что с началом войны ситуация очень изменилась. Вместе с коллегами Лера в 2018-м запустила Агентство развития локальных медиа (АБО), которое с помощью доноров начало заниматься перезапуском локальных украинских медиа. Она говорит, что в 2017-м этот рынок был очень слаб, по качеству контента и по оформлению сайты были на уровне двухтысячных.
"Мы подумали: если найдем в регионах более мотивированных людей и дадим им то, что есть у больших всеукраинских медиа в Киеве, то они будут выглядеть не хуже. Так и родилось наше агентство", — вспоминает Лера.
Лера с командой разработала собственную систему администрирования региональных сайтов, и на этой базе с 2018 года перезапустили 60 локальных медиа по всей Украине. АБО не работает в больших областных городах, а только в небольших и среднего размера общинах.
Лера с коллегами привлекла донорское финансирование, которое покрывает все проекты перезапуска региональных медиа. Менторы обучают редакции работать, ориентируясь на продажи. И если эти редакции по окончании работы ментора покрывают свои расходы на 30%, это считается успехом.
В целом работа выглядит так: команде районного медиа на шесть месяцев дают ментора, который работает как шеф-редактор издания: отвечает за перезапуск сайта, изменения в контенте, работе в соцсетях, дизайне, визуальной составляющей и в целом — за продвижение обновленного ресурса в местной общине. После окончания шестимесячного срока ментор отпускает редакцию в свободное плавание, но при этом остается с ними на связи.
"В начале работы мы поняли, почему уровень качества региональных СМИ такой низкий. У них не было конкуренции и креатива. Работа шла на низком уровне: перепечатка пресс-релизов и новостей без каких-либо эксклюзивных деталей. Ни у кого не было мотивации прыгать выше. Мы повысили планку качества контента. Сделали акцент на историях, на их деталях, на живом человеческом языке героев публикаций. Советовали следить за большими всеукраинскими и западными медиа, заимствовать у них лучшие практики: читатели это оценят, а ваши материалы начнут влиять на общину. Процесс обучения был очень тяжелым, люди увольнялись, и мы потратили много времени, пока не нашли нужных нам специалистов", — рассказывает Лера.
В качестве примера успешного применения такой концепции Лера приводит региональный сайт в ныне оккупированном РФ городе Волноваха. Это городок в Донецкой области с населением в 20 тысяч человек.
Команда АБО практически с нуля построила работу местного сайта, инвестировав ресурс и силы в группу "Наша Волноваха" в фейсбуке. И до войны этот проект вышел на полную самоокупаемость.
"Помню, они сделали материал о женщине, открывшей в городе первую школу английского для детей. После публикации этой новости на сайте этой женщине пришлось открыть еще два класса. А врачу-маммологу, о котором тоже вышел небольшой материал, — еще один кабинет в соседнем городке. И таких историй у них было много. В большом городе такого фидбэка от новостей не было бы, а в маленьком городе люди начали репостить информацию. И это очень сильная сторона локальных медиа", — объясняет Лера.
Работа АБО не прекращается даже во время войны. За последние два года агентство перезапустило еще семь сайтов. Но в целом, по словам Леры, из-за войны закрылось более 500 медиа. В первую очередь закрылись те, чьи редакции были мотивированны меньше других.
В то же время Лера подчеркивает, что донорское финансирование, которое сейчас поддерживает региональные проекты, не будет бесконечным. Вдобавок к этому рекламный рынок из-за войны в Украине сейчас на минимуме. В итоге, по мнению Леры, большой шанс удержаться на плаву будет у тех редакций, которые заработали авторитет в своих общинах.
В конце марта 2023 года главред, медиаменеджер и журналистка из украинского города Сумы Алена Яцина вместе с тремя коллегами создала региональное медиа "Кордон.Медіа". До этого Алена сначала возглавляла местное сумское издание, а потом полтора года — с 2021-го по 2023-й — работала пресс-офицером Сумской областной администрации. Ее коллеги работали в других сумских изданиях.
"Каждый из нас достиг определенных высот в своей сфере в нашем городе. И чтобы идти вперед, надо было или уезжать из региона и менять сферу деятельности, или же выбрать другой вариант. Мы выбрали последнее и создали свое медиа", — объясняет этот выбор Алена.
Алена рассказывает, что название пришло само собой. Сумская область имеет наибольшую протяженность границы с Россией. Отсюда и название — "Кордон.Медиа" — как граница цивилизации.
Работа над проектом стартовала в конце марта 2023 года. Перед запуском проекта Алена и вся команда полтора месяца разрабатывали стратегию и идеи. Анализировали аудиторию и темы, важные для региона. Оказалось, что из 51 общины 19 расположены на границе. Из-за постоянных обстрелов со стороны РФ и повышенной опасности там очень редко работают украинские журналисты.
Алена объяснила, что, пока работала в Сумской областной военной администрации, она часто бывала в тех общинах. А потом происходящее там практически перестали освещать в медиа. "А это реальная жизнь со всеми проблемами в пограничье, включая последствия боевых действий", — объясняет она.
Команда разослала письма с предложением о сотрудничестве другим украинским медиа. Со всеми, кто заинтересовался, проговаривали условия сотрудничества. В результате подписали контракт с некоторыми каналами "Единого телемарафона", который транслируется в Украине с начала войны. Также медиа сотрудничает с украинским бюро "Радио Свобода" и информационным телемарафоном "Громадське".
На 80% "Кордон.Медиа" финансируется донорами, остальные 20% — пожертвования аудитории. Один из благотворительных фондов Сум предоставил журналистам машину.
Но свою первую зарплату как соучредители Алена и ее коллеги получили только через шесть месяцев после начала работы.
Сайта у медиа нет, только страницы в социальных сетях. Самая большая платформа — на канале тикток: 23 тысячи подписчиков. Алена говорит, что за продвижение на цифровых платформах они не платили до 21 февраля этого года.
"Мы сделали акцент на сильном визуале. Можно сказать, мы красиво показываем ужасное. У нас сильные фото- и видеоистории, которые не требуют объяснений. Соцсети в Украине — это то, что ближе к народу. Именно из них украинцы узнают все новости. Поэтому мы находимся там, где наша аудитория", — объясняет Алена.
Ровенское онлайн-медиа "Четверта влада" возникло еще в 2006 году. Его учредитель и главный редактор Владимир Торбич рассказывает: после начала войны на всех платформах издания, в том числе и в соцсетях, выросло количество читателей. И это притом что "Четверта влада" не новостной сайт: он преимущественно посвящен проблемам региона, включая расследования различных коррупционных схем, случаев нарушения прав, обмана и наживы местных политиков.
"Но после начала войны в нашей тематике появились материалы о правах и проблемах военных и их семей, ветеранов и волонтеров. Мы отказались от активного привлечения донатов в редакцию, потому что у читателей в приоритете должна быть поддержка Сил обороны Украины. А еще большинство наших журналисток пользуются услугами психологов из-за стрессов. Хорошо, что есть такая возможность", — отметил Владимир.
По его мнению, если оценить работу украинских региональных медиа в целом, то она разная. Все зависит от финансирования и соучредителей.
Например, на плаву держатся те, кто создает свои сообщества, ориентируется на качество контента, а также привлекает грантовую поддержку. Держатся также те медиа, которые получают поддержку собственников-политиков. Но такие медиа — инструмент манипуляции общественным мнением.
В то же время из-за войны оказались в плохом положении те медиа, которые ориентировались на рекламную модель бизнеса. Более сильные из них смогли быстро сориентироваться и воспользоваться возможностями, которые предоставляют западные партнеры Украины.
Кроме успешных кейсов, у украинских региональных медиа есть и проблемы, говорит Евгения Олийник, программный директор Media Development Foundation. Она уже пять лет исследует рынок
региональной прессы в Украине. Первая и самая главная проблема — потеря прибыли из-за отсева рекламодателей. Но в то же время, как отмечает Евгения, очень помогают международные доноры, которые подставили плечо не только региональным медиа, но и гражданскому обществу в целом.
Сейчас медийный рынок в Украине понемногу восстанавливается, на всеукраинском уровне чуть лучше и быстрее, чем на региональном.
Еще одна проблема, с которой столкнулись украинские журналисты в регионах, — это потеря кадров. По словам Евгении, 40% медиа потеряли как минимум одного работника: кто-то пошел волонтерить, кто-то — воевать.
"В регионах не так легко найти новых журналистов, поэтому мы старались удержать их в профессии. Ведь если бы все они ушли, кто бы тогда информировал общество? Где аудитории черпать информацию? Поэтому среди 90 областных медиа нашей сети, которым мы помогали еще до войны, ни одно не закрылось", — подытожила Евгения.
Фото: Andriyko Podilnyk с сайта Unsplash.