Организованная преступность: как расследовать отмывание денег. Глава 2

نوشته Пол Раду
Nov 9, 2022 در Расследовательская журналистика
man typing on laptop

Первую часть этой статьи можно прочитать здесь.

Как в этом разобраться — советы и инструменты

Как мы видим на вышеуказанных примерах, организованные преступные группировки могут применять весьма изощренные пути кражи, сокрытия и инвестирования своих средств. Но они не могут контролировать время. С каждым днем журналисты, активисты и другие расследователи приобретают все больше опыта в анализе транснациональных отчетов, а правительства по всему миру внедряют все больше правил о корпоративной и имущественной прозрачности.

Банковские и судебные реестры

Доступ к банковским данным — Святой Грааль расследований финансов организованной преступности, но, к сожалению, банковские данные добыть сложно, это конфиденциальные документы. Репортеры не всегда могут полагаться на сливы от разоблачителей среди сотрудников банков и финансовых регуляторов. Но есть и другой способ эти данные достать. Такие документы часто подшивают к уголовным делам против организованной преступности — а то и просто к делам о хозяйственных и гражданских спорах. Здесь все зависит от страны: США, например, — щедрый источник банковских данных обо всем мире благодаря службе Публичного доступа к электронным судебным документам (PACER).

Так, OCCRP получил сотни тысяч банковских записей, проверяя данные PACER и подавая запросы на раскрытие информации в американские суды после того, как в стране началось производство по делу главаря "Азербайджанского ландромата" Резы Зарраба. До того мы получали подобные документы от судов из других стран. Эти банковские записи часто массово изымаются правоохранительными органами — настоящее сокровище для журналистов-расследователей, которые смогут их получить!

Утечки сообщений о подозрительных финансовых операциях (SAR – suspicious activity report) из финучреждений, например, полученные в расследовании FinCENFiles, тоже могут показать изнанку банковских тайн. Утечек будет все больше по качеству и количеству, и если их использовать в паре с судебными документами, то они станут чрезвычайно ценным ресурсом для журналистов-расследователей и для общественности, которой они служат.

Судебные реестры и особенно хозяйственные споры между двумя преступными организациями также могут быть очень полезны расследователям — преступники в них публично вываливают на оппонента всю грязь, словно в бракоразводных делах.

Реестры недвижимости

Преступники любят владеть вещами. Кому-то нравится хвастаться шикарными авто, часами или другими предметами роскоши, но основные доходы организованной преступности часто инвестируются в недвижимость, например, в роскошные особняки или в крупные сельскохозяйственные или лесные угодья. Журналистам-расследователям стоит усилить внимание к реестрам недвижимости — они могут оказаться полезны, чтобы разобраться в инвестициях и в масштабах отмывания средств организованной преступностью. В большинстве стран сведения о недвижимом имуществе — публичная информация, содержащая данные о текущем владельце, бывших владельцах, а также некоторые финансовые подробности — например стоимость покупки и уплаченный с нее налог.

Реестры юридических лиц

Национальные или международные реестры юридических лиц могут дать сведения не только про учредителей и членов правления, но и во многих случаях о финансовых показателях компании. В редких ситуациях эти реестры также могут содержать сведения о банковских операциях, имуществе или даже отрывочные данные о бенефициарных собственниках — других офшорных компаниях. Достаточно часто мы получаем информацию о бенефициарных собственниках через реестры юридических лиц или имущества там, где эти компании инвестируют свои незаконно добытые средства. При этом следует учитывать, что не все сведения оцифрованы и проиндексированы в базах данных, поэтому порой личный визит или звонок по телефону могут помочь получить намного больше данных, чем доступно онлайн.

Важный этап в выявлении отмывания денег на высоком уровне состоит в определении бенефициарных собственников банков. К банкам стоит относиться как и к любым другим юридическим лицам: постараться определить, кто ими владеет. Это особенно важно в случае новосозданных банков малого и среднего размера.

Внешнеторговые базы данных

Мы часто используем такие базы данных как ImportGenius или Panjiva для отслеживания операций импорта-экспорта. Это дорогие базы данных — загрузить сведения об импорте в США по одной компании из ImportGenius стоит 199 долларов — но они могут помочь в выявлении отмывания денег под видом торговли и замешанных в этом компаний. Мы использовали эти базы данных, чтобы проверить, связаны ли компании, которые мы нашли в ландроматах, с другими сомнительными коммерческими операциями. Стоит отметить: во многих странах сведения о внешнеторговых операциях за год можно получить путем запросов о предоставлении публичной информации, а Веб-сайт статистической базы данных ООН Comtrade тоже может предложить полезные данные о торговле, в которых можно выявить закономерности импорта-экспорта.

"Алеф"

В OCCRP построен глобальный архив исходных материалов для журналистов-расследователей под названием "Алеф". В нем мы индексируем информацию про компании, имущество, банковские счета, судебные дела, сливы и многие другие данные. Но индексирование — это только начало. "Алеф" позволяет журналистам разобраться в данных и выявить закономерности действий преступников, на основе которых можно провести значимое расследование, представляющее общественный интерес. Журналисты также могут вести списки интересующих их лиц в системе "Алеф", которая постоянно сопоставляет эти имена с другими данными в системе.  Так можно автоматизировать рабочий процесс и получить идеи для новых полезных репортажей-расследований.

Что день грядущий нам готовит?

Последние несколько десятилетий транснациональные организованные преступные группировки были на несколько шагов впереди правоохранителей, журналистов-расследователей и активистов. Все постепенно начало меняться, когда журналисты из разных стран объединили силы. Но у преступников по-прежнему есть преимущество: в их распоряжении огромные ресурсы, и они охотно пользуются новыми технологиями, которые все равно позволяют им опережать правоохранителей.

К примеру, часто недооцениваемая группа — это так называемые криминальные бизнес-ангелы, которые инвестируют средства в других преступников: рентабельность высокая, а преступные связи открывают для этих привыкших к роскоши людей большие возможности. Журналистам-расследователям нужно лучше понять финансовую экосистему, выстроенную вокруг преступных группировок: где процветает индустрия обслуживания криминала и как разрабатываются новые методы отмывания денег и скрытых инвестиций.

Чтобы не отставать от новых веяний криминального мира, организации журналистов-расследователей должны вкладывать время и деньги в понимание криптовалют, блокчейна, уникальных токенов NFT и других новых инструментов преступного ремесла, которые используются в схемах.

Принцип "следуй за деньгами" скоро превратится в "следуй за кодом" (программным алгоритмом), но, в конце концов, все это выливается в конкретную недвижимость и предметы роскоши, сопутствующие преступности.


Эта статья была опубликована на сайте Глобальной сети журналистов-расследователей (GIJN) и публикуется IJNet с разрешения.

Фото Alejandro Escamilla с сайта Unsplash.